Old Mole

Опубликовал(а): Евгения Соленикова (Йоко)
Опубликовано: 12.09.2009 
(последнее обновление: 12.09.2009)

Опубликован: The English Dancing Master, London, 1651, (1-е издание Плейфорда)
Записан: Евгенией Солениковой
Музыкальный размер: 6/4, каждый счет соответствует 3 музыкальным долям, в такте — 2 счета.

Longway на три пары.

Пояснение: есть две записи этой мелодии. Одна рассчитана на 16 шагов в куплете + 16 шагов в припеве, другая 16 шагов в куплете 12 шагов в припеве. У Плейфорда описана схема, соответствующая второй мелодии. Адаптированные для первой мелодии части помечены курсивом.

 

1 часть

ТактыОписание
1 – 16 Lines с правой ноги, set, turn.
17 – 32 Тоже самое с левой ноги.
33 – 48 Все с разворотом на первом счете с правой ноги делают один контрдансный шаг влево (лицом к левой стенке), следующий контрдансный шаг — спиной назад, на свое место, с доворотом лицом по линии танца на последнем счете, set, turn лицом по линии танца.
49 – 64 Тоже самое с левой ноги направо.

2 часть

ТактыОписание
1 – 16 Первый кавалер и третья дама сходятся и расходятся за два контрдансных шага, за два контрдансных шага делают перемене мест.
17 – 32 То же самое делают третий кавалер и первая дама.
33 – 48 То же самое делают второй кавалер и вторая дама.
49 – 64 Все meet с партнером и возвращение на свои места два раза (на четыре контрдансных шага).

3 часть. «Кротовая»

Две первые дамы берутся за руки, руки поднимают над головой, чтобы получились воротики. То же самое делают два последних кавалера. Это норы. Оставшиеся без пары третья дама и первый кавалер — кроты.

ТактыОписание
1 – 4 Все сходятся за один контрдансный шаг так, чтобы кроты оказались точно под поднятыми руками (дама под руками кавалеров и наоборот).
5 – 8 Следующий контрдансный шаг — расходятся на свои места.
9 – 12 На третий контрдансный шаг кроты проходят в норы.
13 – 16 Все поворачиваются к новому кроту и новой норе: норы против часовой стрелки, кроты по часовой, так что крот-кавалер оказывается перед норой кавалеров, а крот-дама — перед норой дам.
17 – 64 «Кротовая фигура» повторяется четыре раза, пока все не вернутся на свои места.

4 часть.

Повторение второй части. (Все оказываются на своих изначальных местах).

5 часть

ТактыОписание
1 – 4 Все дамы берутся за руки, все кавалеры — также. Сходятся на один контрдансный шаг. Руки опускаются.
5 – 8 Первые и третьи дамы и кавалеры отступают на один контрдансный шаг назад, на последнем счете доворачиваясь: дама к даме, кавалер к кавалеру.
9 – 16 Вторая пара между собой, а первые с третьими (дама с дамой, кавалер с кавалером) берутся за руки и за два контрдансных шага делают правый turn.
17 – 32 В тех же парах — sides, правый turn со своим партнером
33 – 40 Кавалеры — хей в своих линиях (очень быстро — в два раза быстрее, чем обычно).
41 – 48 Дамы — хей в своих линиях.
49 – 64 Далее двойной хей — т.е. хей по кругу, причем круг нужно пройти дважды.

6 часть

ТактыОписание

1 – 24

(1 – 32)

«Фонтан» (cast off) на 24 счета (в длинном варианте мелодии — на 32 счета): Первая пара расходится в разные стороны, доходит до конца линии, соединяет руки, идет на свое место. Вторая и третья пары идут к месту первой пары, а далее повторяют траекторию прохода первой пары до своих мест. Все пары начинают движение одновременно. Все идут простыми, а не контрдансными шагами.

25 – 48

(33 – 64)

Cast off повторяется второй раз (также 24 счета) (в длинном варианте мелодии — на 32 счета).

Примечания:

  • оригинальное описание
  • Времени на «Фонтан» отводится очень много, поэтому первым парам нужно рассчитывать свою траекторию и вести других по очень широкому овалу.
  • Существует вариант исполнения 3-ей части, при котором в конце каждого второго контрдансного шага «кроты» разворачиваются не к новым «норам», а к старым; при этом танцующие в «норах» на последнем счете доворачиваются на 180 градусов на своем месте, чтобы оказаться лицом к своим «кротам» (танцующие в «норах» при этом местами НЕ меняются). Перед следующим шагом руки перецепляются, так что, если в первом проведении «норами» были первая и вторая дамы и второй и третий кавалеры, то во втором «норами» становятся первый и третий кавалеры и вторая и третья дамы. Проходы «кротов» сквозь «норы», как и в основном варианте, танцуются четыре раза.
  • В Европе распространен вариант, когда двойной хей в 5-ой части танцуется не в своих линиях, а по кругу (два круга), этот вариант продолжает традицию исполнения этого танца, предложенную
    Сессилом Шарпом. Он даже предлагал переходить в этом месте с контрдансных шагов на скип-чейндж. Впрочем, можно предложить и другой вариант реконструкции этого места: параллельно хей у дам и хей у кавалеров — причем каждая линия проходит хей два раза. (Как вариант, первая пара может танцевать хей на чужих и своих сторонах). Надо отметить, что: а) у Плейфорда нет понятия круговой хей, это понятие впервые введено Сессилом Шарпом; б) в 18-19-м вв. также такой фигуры не было, но была очень распространена фигура хей на чужих и своих сторонах; двойной хей по кругу должен выполняться очень быстро — фактически, на него просто не хватает времени, в то время как хей в двух параллельных линиях в те же самые такты укладывается, т.к. траектория движения всех участников короче, чем в круговом варианте.