Chiara stella

Автор: Caroso Fabritio
Датировка: 1581 
Источник: «Il Ballarino»
Описание выполнено: Смольняковой Екатериной по материалам ансамбля музыки и танца эпохи Возрождения «Cortesía»
Музыка: четыре куплета, каждый из трех музыкальных частей (pdf, midi)
Исходное положение
: в паре лицом друг к другу, кавалер правой рукой держит левую руку дамы

Использованные сокращения
Схема танца
Оригинал описания
Примечания
Варианты исполнения

Использованные сокращения к оглавлению

Riv Riverenza minima
Seg Spez Sequito spezzato
Scam Scambiata
PTrangati Passo trangati
PPres Passo presto
Cad Cadenza
Trab Trabuchetto
Rip Ripresa

Схема танца к оглавлению

Первая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 4 Riv на левую ногу лицом друг к другу;
5 – 12 Поменяться местами за 4 Seg Spez с левой ноги, двигаясь по часовой стрелке;
13 – 20 Продолжая движение по часовой, вернуться на свои места за 4 Seg Spez с левой ноги, оставаясь развернутыми лицом в центр;
21 – 22 Scam налево на левую ногу;
23 – 24 Cad на левую ногу.
B 25 – 28 4 Trab, начиная с шага на левую ногу, друг к другу;
29 – 32 2 PTrangati назад, начиная с шага на левую ногу.
C 33 – 34 2 Rip на левую ногу, развернувшись к партнеру левым плечом и двигаясь по диагонали [1];
35 – 36 2 Trab по той же траектории — на левую и на правую ноги;
37 – 38 Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
39 – 40 Cad на правую ногу;
41 – 48 Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 Rip, 2 Trab, Seg Spez, Cad).

Вторая часть. Соло кавалера и общий припев

МузыкаСчетыОписание
  Исполняет только кавалер
A 1 – 4 2 Seg Spez вперед — на левую ногу с разворотом налево, на правую ногу — с разворотом направо;
5 – 6 2 PPresto вперед, начиная с шага на левую ногу;
7 – 8 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
9 – 10 Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
11 – 12 Cad на правую ногу.
13 – 24 Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 SegSpez, 2 PPresto, 2 Trab, Seg Spez, Cad).
B Исполняют оба танцора
25 – 28 4 Trab, начиная с шага на левую ногу, друг к другу;
29 – 32 2 PTrangati назад, начиная с шага на левую ногу.
C 33 – 34 2 Rip на левую ногу, развернувшись к партнеру левым плечом и двигаясь по диагонали [1];
35 – 36  2 Trab по той же траектории — на левую и на правую ноги;
37 – 38  Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
39 – 40 Cad на правую ногу;
41 – 48  Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 Rip, 2 Trab, Seg Spez, Cad).

Третья часть. Соло дамы и общий припев

Музыка
СчетыОписание
  Исполняет только дама
A 1 – 4 2 Seg Spez вперед — на левую ногу с разворотом налево, на правую ногу — с разворотом направо;
5 – 6 2 PPresto вперед, начиная с шага на левую ногу;
7 – 8 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
9 – 10 Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
11 – 12 Cad на правую ногу.
13 – 24 Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 Seg Spez, 2 PPresto, 2 Trab, Seg Spez, Cad).
B Исполняют оба танцора
25 – 28 4 Trab, начиная с шага на левую ногу, друг к другу;
29 – 32 2 PTrangati назад, начиная с шага на левую ногу.
C 33 – 34 2 Rip на левую ногу, развернувшись к партнеру левым плечом и двигаясь по диагонали [1];
35 – 36  2 Trab по той же траектории — на левую и на правую ноги;
37 – 38  Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
39 – 40 Cad на правую ногу;
41 – 48  Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 Rip, 2 Trab, Seg Spez, Cad).

Четвертая часть

Музыка
СчетыОписание
A 1 – 2 2 PPresto вперед, начиная с шага на левую ногу, подать друг другу правые руки [2];
3 – 4 2 Trab, начиная с шага на левую ногу, держась за руки;
5 – 6 2 Rip на левую ногу, сдвигаясь на место партнера;
7 – 8 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
9 – 10 Seg Spez на левую ногу, отпустив руки, с разворотом через левое плечо на 360о;
11 – 12 Cad на правую ногу.
13 – 24 Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 PPresto, 2 Trab, 2 Rip, 2 Trab, Seg Spez, Cad).
B 25 – 28 4 Trab, начиная с шага на левую ногу, друг к другу;
29 – 32 2 PTrangati назад, начиная с шага на левую ногу.
C 33 – 34 2 Rip на левую ногу, развернувшись к партнеру левым плечом и двигаясь по диагонали [1];
35 – 36  2 Trab по той же траектории — на левую и на правую ноги;
37 – 38  Seg Spez на левую ногу с разворотом через левое плечо на 360о;
39 – 40 Cad на правую ногу;
41 – 48  Повтор тех же движений, начиная с правой ноги (2 Rip, 2 Trab, Seg Spez, Cad).

Оригинал описания к оглавлению

CASCARDA
IN LODE DELL’ILLUSTRE SIGNORA LA SIGNORA OLIMPIA CUPPIS DE’ MASSIMI,
Gentildonna Romana

Standosi le persone al incontro, come si ha nel disegno d’Alta Regina, faranno insieme la Riverenza minima; dopo in ruota faranno otto Seguiti Spezzati, una Scambiata al sinistra, & la Cadenza col piè sinistro all’incontro: poi faranno quattro Trabuchetti, con due Passi trangati, cioè ritirati fiancheggiate, & due Riprese, due Trabuchetti all sinistra, & un Seguito Spezzato volto all sinistra, principiando ogni cosa col sinistro; poi frano la Cadenza con il destro in contro: faranno anco le medesime Riprese, & Trabuchetti, & Seguito colto all destra, principiando con il destro, & facendo la Cadenza col sinistro incontro.

Mutanza dell’uomo sola, & insieme.

L’uomo solo farà due Seguiti spezzati fiancheggiati innanzi, due Passi presti, con due trabuchetti, & un Seguito Spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza col piè destro all’incontro. Dopo tornare a fare due altri Seguiti Spezzati fiancheggiati innanzi, & due Passi presti, con sti, con due trabuchetti, un Seguito Spezzato volto all destra. & la Cadenza col piè sinistro all’incontro, come di sopra.

Faranno insieme quattro trabuchetti, due Passi trangati fiancheggiati indietro, come a Barriera: poi faranno all sinistra due Riprese, due Trabuchetti, con un Seguito Spezzato volto all sinistra, & la Cadenza col destro incontro: all destra poi faranno le medesime Riprese Trabuchetti, & Seguito Spezzato, ma volto all destra, con la Cadenza col sinistro incontro.

Mutanza della Dama sola & insieme

La Dama far tutto quello che hara fatto l’uomo; dopo la quel insieme faranno pur l’istesso che ha ranno fatto nella mutanza sopraddetta.

Dopo ciò piglia ranno la Fe destra, & faranno due Passi presti, due Trabuchetti, con due Riprese & due altri Trabuchetti, principiandoli col piè sinistro: poi lasciando detta Fede, faranno un Seguito spezzato volto all sinistra, & la Cadenza col destro, combinando luogo. Il medesimo faranno pigliando la Fe sinistra per contrario, ritornando ogni uno al fuo luogo. Incontro faranno poi quattro Trabuchetti, & due Passi trangiati indietro fiancheggiati, come a Barriera: alla sinistra faranno poi due Riprese, due Trabuchetti, con un Seguito Spezzato volto all sinistra, & la Cadenza col destro incontro: le medesime Riprese & Trabuchetti faranno allo destra, con u Seguito Spezzato all destra, & la Cadenza col sinistro, restando nel fine all’incontro come hauerannno principiato, & concludendo la Cascarda con il far la Riverenza contra tempo.

Факсимиле описания

Примечания к оглавлению

  • Название танца переводится как «Яркая звезда».
  • Chiara stella, как следует из заголовка, относится к каскардам. «Cascarda» — термин, который употребляет в своих работах только Карозо. К сожалению, сам он не дает определения этого типа танцев, но можно выделить некоторые общие черты. Каскарды — преимущественно парные танцы, обычно начинающиеся с того, что танцоры, находящиеся в положении лицом друг к другу, меняются местами, расходясь по небольшому кругу. В течение танца могут встречаться смены по большей траетории, но заканчивается он обычно также расходом по маленькому кругу.
  • При подготовке описания, кроме видеозаписей ансамбля «Cortesía», использовались следующие материалы:

Варианты исполнения к оглавлению

[1] В тексте описания: «… due Riprese, due Trabuchetti all sinistra…».

Очевидно, что шаги должны исполняться начиная с шага на левую ногу. При этом можно допустить два варианта прочтения: рипреза налево, рипреза направо, трабукетто налево, трабукетто направо; либо же две рипрезы налево, трабукетто налево, направо.

Данная последовательность шагов является типичной для каскард Карозо, и вопрос о том, как ее исполнять, в рамках школы или класса одного преподавателя должен быть решен однозначно для всех изучаемых танцев. Поскольку второй вариант (две рипрезы налево, трабукетто направо и налево) более динамичен и выбран для исполнения в других танцах (см. Gloria d’Amore), в рамках СПбКСТ рассматриваемая последовательность шагов выполняется именно так. В ряде других школ выбран первый вариант.

[2] В тексте описания: «… dopo ciò piglia ranno la Fe destra, & faranno due Passi presti…», т. е. подача руки обозначена перед сходом за два пассо. Выбранный здесь вариант исполнения (сначала сойтись, а потом подать руки) повторяет вариант реконструкции от «Cortesía», поскольку не принципиально нарушает указания автора, более удобен и зрелищен.