Gloria d'Amore

Автор: Caroso Fabritio
Датировка: 1581 
Источник: «Il Ballarino»
Описание выполнено: Смольняковой Екатериной по материалам мастер-классов Ливена Барта на ФСТ-04
Реконструктор: Ливен Барт
Музыка: размер 3/4, пять куплетов по три музыкальные части в каждом (mp3 в сборнике «The Tape of Dance Volume 3» (медленная))
Исходное положение: в паре лицом друг к другу

Использованные сокращения
Схема танца
Оригинал описания
Примечания
Варианты исполнения

Использованные сокращения к оглавлению

Riv Riverenza minima
Seg Spez Sequito spezzato
Seg Semid Seguito semidoppio
Scam Scambiata
Pun Puntato grave
PPres Passo presto
Cad Cadenza
Trab Trabuchetto
Trab Grave Trabuchetto grave
Rip Ripresa
Fioretto Fioretto à piè pari

Схема танца к оглавлению

Первая часть

Музыка
СчетыОписание
A 1 – 4 Riv на левую ногу лицом друг к другу;
5 – 8 Поменяться местами за 2 Seg Spez с левой ноги, оставаясь развернутыми лицом в центр;
9 – 12 Scam налево на левую ногу;
13 – 16 Scam направо на правую ногу [1].
B 17 – 20 Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую.
C 21 – 24 Seg Spez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу;
25 – 26  2 PPresti вперед, начиная с шага на левую ногу;
27 Cad на левую ногу.

Вторая часть

Музыка
СчетыОписание
A 1 – 8 За 4 Seg Spez поменяться местами, вернувшись на исходные места [1];
9 – 12 4 Trab лицом друг к другу, начиная с шага на левую ногу;
13 – 14 Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо;
15 – 16 Cad на правую ногу.
B 17 – 20 Seg Spez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу.
C 21 – 22  2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2];
23 – 24 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
25 – 26  Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо;
27 Cad на левую ногу.

Третья часть. Соло кавалера и общий припев

Музыка
СчетыОписание
  Исполняет только кавалер.
A 1 –2 2 Fioretto, начиная с шага на левую ногу [3];
3 – 4 2 PPresti назад, начиная с шага на левую ногу;
5 – 6 1 Seg Spez с разворотом налево [4];
7 – 8 Riv [5].
9 – 16 Повтор тех же движений в зеркальном отражении, начиная с шага на правую ногу.
  Исполняют оба танцора.
B 17 – 20 Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую.
C 21 – 22  2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2];
23 – 24 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
25 – 26 Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо;
27 Cad на левую ногу.

Четвертая часть. Соло дамы и общий припев

Музыка
СчетыОписание
  Исполняет только дама.
A 1 –2 2 Fioretto или 2 Trab, начиная с шага на левую ногу [6];
3 – 4 2 PPresti назад, начиная с шага на левую ногу;
5 – 6 1 Seg Spez с разворотом налево [4];
7 – 8 Riv [5].
9 – 16 Повтор тех же движений в зеркальном отражении, начиная с шага на правую ногу.
  Исполняют оба танцора.
B 17 – 20 Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую.
C 21 – 22  2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2];
23 – 24 2 Trab, начиная с шага на левую ногу;
25 – 26 Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо;
27 Cad на левую ногу.

Пятая часть

Музыка
СчетыОписание
A 1 – 8 За 2 Seg Spez, начиная с шага на левую ногу, и 1 Seg Semid на левую ногу сойтись, подавая друг другу правые руки, и поменяться местами, двигаясь по часовой стрелке [1];
9 – 16 За 2 Seg Spez, начиная с шага на правую ногу, и 1 Seg Semid на правую ногу, подав друг другу левые руки и двигаясь против часовой стрелки вернуться на свои изначальные места.
B 17 – 20 Trab Grave на левую ногу, прикасаясь друг к другу правыми ладонями, Trab Grave на правую ногу, прикасаясь друг к другу левыми ладонями.
C 21 – 24 SegSpez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу;
25 – 26  2 PPresti вперед, начиная с шага на левую ногу;
27 Cad на левую ногу.
Riv

Оригинал описания к оглавлению

GLORIA D’AMORE,
CASCARDA;
IN LODE DELL’ILLVSTRE SIGNORA,
LA SIG. VIRGINIA MANCIAN GLORIERI,
Gentildonna Romana.

Faranno la Riuerenza minima all’incontro; poi in ruota faranno due Seguiti spezzati, con due Scambiate, una alla sinistra, & l’altra alla destra; & due Puntate, una innanzi, l’altra indietro: dopò le quali faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro, con due Passi presti innanzi, & la Cadenza, principiando ogni cosa col piè sinistro, eccetto la Cadenza.

Nel secondo tempo, faranno quattro Seguiti spezzati in ruota, quattro Trabuchetti incontro, & un Seguito spezzato volto alla sinistra, &la Cadenza: poi faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro, due Riprese, & due Trabuchetti voltando il fianco sinistro per dentro; al fine de i quali faranno un Seguito spezzato volto alla sinistra, et la Cadenza, come s’è detto di sopra.

Mutanza dell’Huomo solo, & dopò insieme.

Nel terzo tempo, l’Huomo solo farà due Fioretti à piè pari, due Passi presti indietro, con un Seguito spezzato, voltando la persona in prospettiua alla sinistra, & principiando col sinistro, & in quell’instante farà la Riuerenza minima col destro: il medesimo farà un altra uolta da capo, principiando ogni cosa col piè destro, & la Riuerenza col sinistro: Dopo insieme faranno due Puntate, una innanzi, et l’altra indietro, con due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra, & un Seguito spezzato volto medesimamente alla sinistra, & la Cadenza col destro.

Mutanza della Dama, & dopò insieme.

Nel quarto tempo, la Dama farà il medesimo che harà fatto l’Huomosolo, & se per caso non saprà fare li Fioretti, in luogo di essi farà quattroTrabuchetti, con il Seguito spezzato & la Riuerenza minima col destro: il medesimo tornarà à fare un’altra volta, principiando ogni cosa col destro, & la Riuerenza col sinistro; Dopò ciò faranno insieme l’altre attioni che si sono dette alla mutanza dell’Huomo.

Nel quinto tempo, faranno in ruota due Seguiti spezzati, & un Seguito semidoppio, principiandoli col sinistro: il medesimo faranno alla destra, principiandoli col destro: poi faranno due Trabuchetti graui, uno alla sinistra toccando la Fè destra, l’altro alla destra toccando la Fè sinistra: finalmente faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro,
con due Passi presti innanzi: & la Cadenza. Contra tempo faranno poi la
Riuerenza, & finiranno la Cascarda.

Факсимиле описания

Примечания к оглавлению

  • "Gloria d’Amore", как следует из заголовка, относится к каскардам. Каскарды Карозо — преимущественно парные танцы, обычно начинающиеся с того, что танцоры, находящиеся в положении лицом друг к другу, меняются местами, расходясь по небольшому кругу. В течение танца могут встречаться смены по большей траетории, но заканчивается он обычно также расходом по маленькому кругу. "Gloria d’Amore" повторяет обычную для пятичастной каскарды схему: смена по кругу, смена по кругу, соло кавалера, соло дамы, финальная часть.
  • При подготовке описания, кроме записей с мастер-классов Ливена Барта, использовались следующие материалы:

Варианты исполнения к оглавлению

[1] В варианте Ливена Барта за Scambiata на правую ногу исполнители возвращаются обратно на свои изначальные места (шаг с большим смещением направо). В первоисточнике нет однозначного указания на такой вариант (текст: «…con due Scambiate, una alla sinistra, & l’altra alla destra…»), равно как нет достаточно весомых причин для того, чтобы обязательно возвращаться на исходные месте в конце этой части.

В описании танца танцорам трижды предписывается поменяться местами: в первой, второй и пятой частях, причем в последнем случае — сначала в одну, а затем в другую сторону. Все три раза Карозо использует один и тот же термин — «in ruota». Логично предположить, что этим термином описывается одна и та же траектория. В описанном в схеме варианте в первой части танцоры меняются местами за два спецатто, во второй — возвращаются на исходные места за четыре, в пятой — снова меняются местами и тут же возвращаются на свои места, двигаясь в обратном направлении. В конце танца исполнители находятся на тех же местах, что и в начале. Необходимости в «растянутом» скамбьято не возникает.

Вариант Ливена Барта включает в себя скамбьято на правую ногу с возвращением на исходные места. При этом во второй части танцоры делают полный круг (за два спецатто переходят на место партнера, за два — возвращаются на свое место), пятая часть не отличается и в финале все снова находятся на своих местах. В пользу такого варианта можно сказать, что при нем все спецатто будут одинаковой длины (два спецатто на смену мест); против него — указать на нелогичность скамбьято.

Из перечисленных вариантов в схему танца вынесен тот, который выглядит наиболее адекватным.

[2] В тексте описания: «… due Riprese, & due Trabuchetti voltando il fianco sinistro per dentro…» в первой части, та же по последовательности шагов фигура во второй части — «…con due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra…».

Очевидно, что шаги должны исполняться начиная с шага на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру. При этом можно допустить два варианта прочтения: рипреза налево, рипреза направо, трабукетто налево, трабукетто направо; либо же две рипрезы налево, трабукетто налево, направо.

Поскольку последовательность из двух рипрез, выполняемых в одну сторону, обычна для Карозо, такой вариант лучше «ложится» при обычной скорости исполнения, именно он выбирается большей частью реконструкторов в танцах с аналогичной последевательностью фигур, а также именно его показывал Ливен Барт, он выбран основным.

Между тем в версии из «Писем о танце» выбран первый вариант последовательности шагов.

[3] В данном случае — fioretto à piè pari (хотя в тексте указан шаг «fioretto à piè pari», а в описаниях шагов — «fioretto à piedi pari per fianco», нет оснований предполагать, что речь идет не об одном и том же движении, поскольку в XVI веке при описаниях танцев часть названия шага часто опускалась).

Описание этого шага можно адаптировать следующим образом: поднимите левую ногу слегка в сторону, на расстояние, равное одной ладони, от правой ноги; затем верните в исходную позицию на расстоянии около пяти сантиметров от правой, ударив носком левой ноги, затем правой, и снова левой, одновременно вынося правую ногу. Затем отведите ее дальше в сторону, и повторите то же, что делали, начиная движения с левой ноги.

[4] В версии из «Писем о танце» не делается различий между связкой «спецатто с разворотом налево+каденса» в конце второй части и связкой «спецатто+риверанс» в середине третьей и четвертой частей. Между тем первая фигура описывается как «un Seguito spezzato volto alla sinistra, et la Cadenza, come s’è detto di sopra», а вторая — «un Seguito spezzato, voltando la persona in prospettiua alla sinistra, & principiando col sinistro, & in quell’instante farà la Riuerenza minima col destro». Очевидные различия между этими двумя сязками (в первой — поворот через левое плечо, во второй — небольшой разворот налево) отражены в переводе Ребекки Клетникс, версии Ливена Барта и вынесены в основную схему.

[5] У Карозо здесь — Riverenza minima, но при правильном выполнении всех остальных шагов по музыке остается в два раза меньше времени, чем необходимо для выполнения этого шага. Riverenza semiminima как раз в два раза короче Riverenza minima.

Riverenza minima по сути представляет собой более быстрый вариант обычного Riverenza grave. Описывая Riverenza semiminima, Карозо говорит, что та манера, в которой его исполняли раньше, больше похожа на каденсу, поэтому он будет назвать шаг в этой манере Cadenza alla cascarda; выполнять же Riverenza semiminima рекомендует так же, как и Riverenza minima, т. е., по сути, если мы назовем в этом месте схемы шаг не Riverenza minima, а Riverenza semiminima, это будет соответствовать собственным рекомендациям автора.

[6] Карозо пишет, что дама может исполнять те же шаги, что и кавалер, или, если она не знает шага фьоретто, заменить их на 4 трабукетто.