Датировка: 1899 г.
Источники: Гавликовский Н. Л. «Руководство для изучения танцев» — 1-е изд. — СПб — 1899; Ивановский И. П. «Бальный танец XVI-XIX вв.» — Л.-М. — 1948 г.
Описание выполнено по публикациям: Гавликовский Н. Л. «Руководство для изучения танцев» — 2-е изд. — СПб — 1902 — с. 66–67; Ивановский И. П. «Бальный танец XVI-XIX вв.» — Л.-М. — 1948 г.
Автор-составитель: Соленикова Евгения.
Музыка: существуют мелодии, специально написанные для па-де-катра, но подходит любая мелодия с размером 4/4.
Танец на неограниченное число пар.
Настоящее описание является пересказом современным языком описания Н. Л. Гавликовского. Сам Гавликовский писал, что танец пришел из Франции (что соответствует истине — па-де-катр был очень распространен в к.XIX в. в Старом и Новом Свете). Однако уже в публикациях его современников (например, у Стуколкина и Тихомирова) Гавликовский назван автором этого танца. Описание помещалось во многие учебники к. 19 — н. 20 вв., но принципиальных расхождений между публикациями не было.
Исходное положение: все пары стоят лицом по линии танца (если по кругу, то против часовой стрелки), кавалер слева, дама справа, кавалер предлагает даме правую руку, дама подает левую. Кавалер начинает с левой ноги, дама — с правой.
Такты | Шаги |
---|---|
1 | Три шага по линии танца, начиная с внешней ноги. На четвертом счете приподымаются на носке опорной (внешней) ноги, а свободная (внутренняя) нога выносится вперед и отрывается от пола (в полувоздушную 4-ю позицию (прим. сост.)), корпус наклонен к партнеру. |
2 | Повторение первого такта с внутренних ног. |
3–4 | Четыре па вальса (два полных тура). (Внимание! Вальс также танцуется на 4/4 (на два счета — одно па) (прим. сост.)) |
В 1943–1946 гг. Н. П. Ивановский написал свой труд по истории бальных танцев (опубликован в 1948 г.), где при описании па-де-катра внес (со ссылкой на традицию к. 19-го века) некоторые изменения. Вариант Ивановского выглядит следующим образом:
Исходное положение: «лодочка».
Такты | Шаги |
---|---|
1 | Глиссе на левую ногу у кавалера, на правую у дамы, закрытие задней ноги в третью позицию, еще одно глиссе на переднюю ногу, выведение задней ноги в четвертую позицию с одновременным раскрытием пары в положение неполного dos à dos. |
2 | Аналогично, начинается с вынесенных ног, в конце такта танцующие обращены лицом друг к другу. |
3–4 | Вальс в правую сторону. |
5–6 | Аналогично 1–2-му. |
7–8 | Вальс в левую сторону. |