Лансье (Lancers Quadrille)

Источник: Ивановский  Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. Л.-М., 1948 г.

Построение: В основу лансье положен квадрат — каре, подобно старинным французским кадрилям: первая и вторая пара — визави, третья и четвертая пара — контрвизави. Против первой пары занимает место вторая пара, направо от первой пары третья пара и налево от первой пары четвертая пара.

Лансье состоит из пяти фигур: Первая фигура — La Dorset. Вторая фигура — La Victoria. Третья фигура — Les Moulinets. Четвертая фигура — Les Visites. Пятая фигура — Grande chaine ou Les Lanciers. Перед каждой фигурой исполняется интродукция (8 тактов), за исключением последней фигуры, которая начинается прямо с танца.

1-ая фигура — La Dorset

Музыкальный размер 6/8

ТактыОписание
1 – 8 Интродукция. Первые четыре такта все танцующие выжидают, на пятый и шестой такты кавалеры и дамы делают поклон друг другу вправо, на седьмой и восьмой такты они занимают свои места.
9 – 16 Кавалер первой пары и дама второй пары делают chasse вперед и два pas eleve, chasse назад и два pas eleve; затем, подав друг другу правые руки, исполняют chasse по кругу вправо на croise до своего места. Придя на свое место, кавалер подает правую руку своей даме, а дама левую руку своему кавалеру.
17 – 24 Traversee. Первая и вторая пары переходят на стороны визави: кавалер — причем первая пара пропускает в середину вторую пару. Перейдя на сторону визави и повернувшись лицом к своему покинутому месту, кавалеры находятся с правой стороны своих дам и подают им левые руки для возвращения на свое место. Возвращаясь на свое место, первая пара проходит в середине третьей формой chasse и заканчивает переход так, чтобы в каждой паре дама опять оказалась справа. В первый раз в середине пропускается всегда та пара, дама которой начала фигуру.
25 – 32 Все кавалеры поворачиваются налево к дамам контрвизави и отдают поклон (шаг) налево; это занимает два такта, на следующие два такта все дамы отдают поклон кавалеру контрвизави и, взявшись за руки, исполняют вправо по кругу chasse (четвертая форма chasse А) до своего места.

Вся фигура полностью повторяется, причем начинают кавалер второй пары и дама первой пары и т.д.

2-ая часть — La Victoria.

Музыкальный размер 2/4

ТактыОписание
1 – 8 Интродукция и поклоны.
9 – 16 Начинает первая пара. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Chasse вперед и два pas eleve, потом то же назад; при повторении кавалер делает полностью то же, что и в первый раз, а дама во втором случае делает одно chasse с поворотом налево и chasse назад с двумя pas eleve. Таким образом, оба танцующих оказываются лицом друг к другу.
17 – 24 Chasse croise. Оба танцующих левым плечом выполняют chasse croise на первые четыре такта, а на вторые четыре такта — тур за руки до своего места. Когда танцующая пара возвращается на свое место, кавалеры пар контрвизави, т. е. третьей и четвертой пары, стоящих справа и слева, отводят своих дам к паре направо, а сами отходят к паре налево; образуется две линии, по две пары на каждой стороне, которые должны взяться между собой за руки так, чтобы руки кавалеров были снизу.
25 – 32 Обе линии делают chasse вперед и два pas eleve, потом то же назад. Затем каждый кавалер подает обе руки своей даме, с которой исполняет тур, держась за руки , до своего места.

Остальные пары поочередно повторяют полностью всю фигуру

3-я фигура — Les Moulinets.

Музыкальный размер 6/8

ТактыОписание
1 – 8 Интродукция и поклоны.
9 – 16 Кавалер первой пары соло: chasse вперед и два pas eleve (2 такта). Оба танцующих отдают друг другу большой продолжительный поклон влево (2 такта). Если кавалер сделает поклон вправо, то он окажется спиной к своей даме. После поклона оба танцующих отходят назад на свое место (2 такта — chasse и 2 такта — pas eleve).
17 – 24 «Мельница». Все дамы, исполняя chasse поочередно то с правой, то с левой ноги, продвигаются к середине каре, подавая на мгновение друг другу правые руки (на уровне глаз), а дойдя каждая до своего кавалера визави, подает ему левую руку и продолжает с ним тур за руки; затем дамы возвращаются обратно, так же подавая правую руку друг другу, а левую руку своему кавалеру, делают с ним тур и приходят на свои места. Все танцующие поочередно исполняют эту фигуру.

Остальные пары поочередно повторяют полностью всю фигуру

4-ая фигура — Les Visites.

Музыкальный размер 6/8

ТактыОписание
1 – 8 Интродукция и поклоны.
9 – 16 Первая пара «делает визиты» паре направо и паре налево. На первые четыре такта первая пара проходит по кругу мимо третьей и четвертой пар и останавливается лицом к паре направо, т.е. к третьей паре (этот ход – три chasse и два pas eleve). На пятый и шестой такты первая пара отдает поклон третьей паре, которая одновременно отвечает (обе пары при поклоне делают шаг вправо). На седьмой и восьмой такты первая пара поворачивается влево так, чтобы встать лицом к четвертой паре.
17 – 24 На первые два такта дамы первой и четвертой пар проходят налево впереди своих кавалеров (chasse и два pas eleve). Кавалеры делают вправо на вторые два такта два небольших balance; дамы налево и направо, кавалеры направо и налево. На следующие четыре такта кавалеры подают обе руки своим дамам и исполняют с ними тур до своего места
25 – 32 Первая и вторая пары исполняют chaine anglaise, переходя на сторону визави; дамы проходят в середину, кавалеры крестообразно сзади своих дам, потом обратный ход полностью до своего места.

Все пары поочередно повторяют полностью всю четвертую фигуру.

5-ая фигура — Grande chaine ou Les Lanciers.

Музыкальный размер 2/4

ТактыОписание
1 – 8 Все кавалеры подают левую руку своей даме; все дамы и кавалеры обращены лицом друг к другу. Все танцующие двигаются вперед по кругу (chasse) в том направлении, куда они были обращены лицом, подавая поочередно то правую, то левую руку встречающимся кавалерам и дамам. Дойдя до своей дамы, кавалеры, не подавая ей руки, отдают ей поклон вправо, дамы отвечают поклоном. Таким образом, на четыре такта приходится половина круга, на два такта кланяются кавалеры и на два такта отвечают дамы.
9 – 16 Полное повторение предыдущих восьми тактов, после которых все танцующие снова находятся на своих местах.
17 – 24 Первая пара выходит по кругу мимо третьей, второй и четвертой пар (среди каре) тремя chasse и двумя pas eleve и доходит до своего места, к которому она становится лицом, при этом к паре визави она обращена спиной. Этот ход занимает четыре такта. На пятый и шестой такты пара справа (третья пара) подходит и становится сзади первой пары; на седьмой и восьмой такты подходит пара слева (четвертая пара) и становится сзади третьей пары. Вторая пара остается на своем месте. Подход третьей и четвертой пары исполняется chasse и двумя pas eleve.
25 – 32 Образовавшаяся колонна из четырех пар pas eleve, кавалеры вправо, сзади своих дам, — chasse и два pas eleve. Затем дамы делают balance влево и вправо, а кавалеры — balance вправо и влево (4 такта). На следующие четыре такта — повторение полностью до возвращения на свое место.
33 – 40 Все дамы двигаются по полукругу вправо, до места второй пары, кавалеры — налево, также до места второй пары; они встречаются у места визави (второй пары) и, встретившись каждый со своей дамой, подают ей руку и возвращаются, где дамы отступают всей линией назад, а кавалеры всей линией тоже назад, к местам контрвизави. Весь этот танцевальный рисунок и дамы и кавалеры начинают правой ногой в свою сторону: пять chasse (попеременно то одной, то другой ногой), потом два pas eleve вперед, а когда линии расходятся в сторону контрвизави, то каждая линия делает одно chasse назад и два pas eleve назад.
41 – 44 Обе линии делают chasse croise вперед и назад (встречаются левым плечом).
45 – 48 Тур за руки со своей дамой до своего места.

Затем полностью повторяется вся фигура для следующих пар. Когда четвертая пара заканчивает всю фигуру, то исполняется полностью последний chaine, без остановки в середине круга (8 тактов). Когда все танцующие придут на свои места, все кавалеры отдают поклон дамам контрвизави налево (2 такта). Дамы отвечают (2 такта). После этого кавалеры поворачиваются к своим дамам и отдают им поклон (2 такта); дамы отвечают (2 такта).

Примечание: Настоящее описание полностью взято из книги выдающегося советского балетмейстера Н. П. Ивановского. Но кадриль появилась еще в 1817 г. в Англии и за почти две сотни лет своего существования имела много разных вариаций.