Терминология английских контрдансов

Опубликовал(а): Евгения Соленикова (Йоко)
Опубликовано: 13.01.2007 
(последнее обновление: 21.02.2010)

Автор-составитель: Евгения Соленикова

1. Расположение пар в начале танца 2. Шаги, встречающиеся в контрдансах

1. Расположение пар в начале танца к оглавлению

За несколько столетий своего существования контрдансы танцевались с разными построениями. Наиболее известными были следующие:

Longway for as many as will к оглавлению

Построение, существовавшее со времен первого Плейфорда. Представляет собой единую колонну, разбитую на одинаковые мини-сеты. Все мини-сеты одновременно танцуют одни и те же фигуры. Longway может быть unprogressive и progressive.

Unprogressive longway к оглавлению

В такой колонне пары вверх-вниз по колонне не двигаются, номера не меняют. Как правило, такой танец имеет конечное число неповторяющихся фигур. Встречается очень редко, и необходимое для мини-сета число пар в каждом случае оговаривается индивидуально. (Например, к таким танцам относятся New Boe Peep и Fryar & Nun).

Progressive longway к оглавлению

Известен с 1651 г. и активно используется вплоть до наших дней. Мини-сеты, из которых состоит такой longway, называются minor sets. Бывают longways на две пары (duple minor), на три пары (triple minor), на четыре пары. Про последний вариант я, к сожалению, не знаю ничего: ни разделения пар на активные-пассивные, ни правил смены (только слышала упоминание об этом на мастер-классе Ливена Барта).

Для progressive longway характерно наличие активных, пассивных и нейтральных пар. Активные пары — первые — те, которые начинают танец, солируют в нем, выполняют бóльшую часть фигур. Пассивные пары — вторые (и третьи для triple minor) — являются «фоновыми» для активных. Как правило, пассивные пары танцуют меньше активных. Практически все контрдансы, в которых пассивные вторые пары танцуют столько же фигур, сколько и активные первые, были сочинены или модифицированы в новейшее время (например, Mad Robin, который мы танцуем в обработке Сессила Шарп, сильно отличающейся от оригинала). Нейтральные пары — это пары, оказавшиеся на концах longway’я, и не имеющие пока партнеров для составления мини-сета, а в связи с этим пропускающие одно или два проведения. (Проведение — это полное однократное повторение всех фигур танца.)

Правила смены нумерации пар для duple и triple minor sets:

  • Каждое проведение включает в себя нечетное количество progressive фигур, т.е. таких фигур, при исполнении которых пары меняются местами (как правило, одну или три). Благодаря этому каждое проведение активная пара смещается на один minor set вниз по сету, а пассивная продвигается вверх по сету.
  • Когда пара достигает верхнего или нижнего конца сета, через одно-два проведения она стартует с новым номером. С верхнего конца сета — всегда в качестве активной пары, с нижнего — в качестве пассивной.

Duple minor set к оглавлению

Т.к. пар две, то прогрессия осуществляется очень просто: первая пара все время танцует как первая, вторая все время как вторая; на концах колонны пары пропускают одно проведение каждая и стартуют: с верхнего конца с первым номером, с нижнего — со вторым. Например, Childgrove.

Triple minor set к оглавлению

Прогрессия здесь осуществляется следующим образом: первая пара все время танцует как первая, а пассивные пары поочередно танцуют то партию второй, то партию третьей пары. Когда пара доходит до конца колонны, она пережидает два проведения, после чего танцует снова: с верхнего конца с первым номером, с нижнего — как пассивная пара. Стоит отметить, что, когда активные пары доходят до низа колонны (вернее до момента, когда от хвоста колонны их отделяет всего одна пара, т.е. minor set составить невозможно), то, для осуществления прогрессии, во время первого из пропускаемых ими проведений, они должны поменяться местами с последней парой колонны. Например, Union Waltz, первый вариант.

Есть два варианта определения нумерации пар перед началом танца.

  1. Все пары берутся в четверках (или шестерках) за руки, замыкая маленькие кружки minor set’ов, или, как вариант, распорядитель проходит по ряду и рассчитывает пары. В этом варианте все мини-сеты начинают танец одновременно. Датировка этого способа неизвестна, но в настоящее время он очень популярен у исполнителей ECD.
  2. Начинает только самая первая пара. Когда она протанцует два (или три) проведения (т.е. в голове колонны образуется еще один мини-сет), одновременно стартуют две первых пары — начальная и первая пара нового мини-сета, и так далее, пока в танец не будут вовлечены все пары. Этот вариант начала танца был доминирующим в н. XIX в. Более того, существовал аналогичный способ прекращения танца: когда первая пара первого мини-сета проходила всю колонну вниз, а затем вверх, она не начинала танец сначала, а оставалась стоять на месте. Постепенно из танца выходили и все остальные пары. (Описан у Уилсона).

Longway на три пары (triple minor) дал начало очень популярному сейчас построению «на три пары в четырехпарном сете».

Как реконструировать longway’и? Как отличить duple и triple minor sets? Во-первых, в некоторых учебниках это указано авторами танцев. Например, Уилсон утверждает, что контрдансы не танцуются менее, чем на три пары. Во-вторых, есть фигуры, в которых танцуют сразу все шесть участников мини-сета (например, hey). При наличии таких фигур longway просто не может быть duple minor. С другой стороны есть танцы (в том числе и в учебнике Уилсона), все фигуры рассчитаны всего на две пары. Если этот танец танцевать в triple minor set’е, то образуется слишком много нейтральных пар прямо в середине колонны. Я сомневаюсь, что в XVII–XIX вв. такое практиковалось. Однако есть танцы, которые включают фигуры на три пары, в которых одновременно танцуют не шесть, а четыре человека: оба партнера активной пары, леди из одной пассивной пары и кавалер из другой (например, turn corners). Опыт показывает, что такие танцы можно танцевать как в triple, так и в duple minor sets (например, Cambridge waltz). Я в данном случае отступала от комментариев Уилсона и реконструировала танец на мини-сет из двух пар, исходя из следующих соображений: за два века, прошедших со времени создания учебника Уилсона, менталитет танцующих несколько изменился. Нашим современникам много интересней танцевать самим, нежели наблюдать за танцем других. А в duple minor set пассивные пары танцуют больше, чем в triple.

Кадриль или котильон к оглавлению

Есть два типа нелинейных построений на четыре пары:Round for eight и A square Dance for eight. Это различие было отмечено еще в первом издании Плейфорда. Первое название создано по аналогии с танцами на три или бесконечное множество пар по кругу. Второе так описывает сам составитель и проставляет у пар номера. Если разбирать танцы, то отличие в этих построениях не в том, как стоят пары, а в том, что они делают на первые такты музыкального сопровождения. Round for eight практически всегда (по крайней мере в танцах первого издания) начинается с того, что все четыре пары сходятся в центре. A square Dance for eight начинаются по-разному, но в них нет общего движения в центр: или все идут наружу, или танцует только первая пара, или начинают первая пара и ее визави.

Хочу заметить, что сейчас в ECD четко различаются контрдансы-котильоны и контрдансы-кадрили, собственно, ведущие свое происхождение от описанных в Плейфорде типов. От французской «кадрили» Плейфордовский «A square Dance for eight» отличается только нумерацией пар: во Франции напротив первой пары стоит их визави — вторая, справа от первой — третья, слева — четвертая. В Англии нумерация идет по часовой стрелке (слева от первой — вторая, напротив — третья, справа — четвертая).

Эти два вида пережили вместе с контрдансами всю их бурную историю. Но в 17-м веке, типы построений были много разнообразнее. В частности, существовали:

Longway к оглавлению

1. Три пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа (например, Upon a Summer Day).
2. Четыре пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа (например, The Spanish Jeepsie).
Надо отметить, что в этих построениях все стоят лицом в одну сторону (кавалер слева, дама справа). В большинстве случаев кавалер предлагает руку своей даме. То же правило часто применялось и в longways for as many as will, созданных в 17-м веке (например, в Goddesses)

Round к оглавлению

1. Три пары, стоящие по кругу (например, Jenny Pluck Pears).
2. Любое число пар, стоящее по кругу (например, Gathering Peascods).
В танцах с таким построением первое движение в большинстве случаев — проход по кругу.

Прочие построения к оглавлению

1. Две пары, стоящие друг напротив друга (например, Rufty-Tafty).
2, 3, 4.... Т.н. «смешанное» построение предполагает свой рисунок для каждого из контрдансов этого типа (к примеру, в единую линию — Dargason, на четыре пары, но в 3-ей и 4-ой партнеры стоят на «чужой» стороне — Lulle me beyoung thee)
Источник: примечания ко второму изданию Плейфорда — http://www.shipbrook.com/jeff/playford/xref.html

В 20-м веке были созданы новые варианты. Например, Fryar & nun, в оригинале бывший longway for as many as will, теперь танцуется на две пары, стоящие одна за другой. Для некоторых танцев в традиционном longway’е во всех четных парах партнеры меняются местами (например, Heralds in Love).

2. Шаги, встречающиеся в контрдансах к оглавлению

Прежде чем говорить о шагах, стоит отдельно остановиться на вопросе: с каких ног начинались контрдансы.

В сборнике Плейфорда нигде не указано, с какой ноги контрдансы нужно начинать. Однако с 95% уверенностью, можно считать, что в 1651 г. танцоры начинали с левой ноги. Во-первых, все танцы, известные в Англии до того, начинались с левой ноги. Во-вторых, в некоторых сборниках Inns of Court, при описании родственных контрдансам аллеманд, четко прописано: «двойной вперед и двойной назад с левой ноги... set & turn с левой ноги», а затем повторяют все то же самое с правой. Странно было бы предположить, что в одно и то же время на одних и тех же балах одни танцы начинали с левой ноги, а другие, близкородственные — с правой.

После реставрации династии Стюартов на британском престоле, в Англию приехали французские учителя, чтобы познакомиться с новой танцевальной модой. Они увезли контрдансы во Францию, где переосмыслили их в рамках своей барочной традиции, и в частности, контрдансы с этого момента стали танцевать с правой ноги. Такой вариант был привезен обратно в Англию, где примерно между 1680-м и 1700-ми вытеснил «левоногий» вариант. Все контрдансы в стиле 18-го и 19-го веков начинаются с правой ноги. В н.20-го в. Сессил Шарп, восстанавливая танцы из Плейфорда, принял за аксиому то, что контрдансы из Плейфордовских сборников начинаются правой ноги, и в течении многих десятилетий их так танцевали по всему миру.

В настоящее время в мире живы обе эти традиции. Ливен Барт, в частности, продолжает традицию Сессила Шарпа. Хочу отметить, что в первозданном (т.е. 1651-го года выпуска) виде мы танцуем очень мало КД. Большинство было изменено позже (в основном, в 20-м в.)
Поэтому танцевать только с левой, по моему мнению, также неправильно, как и только с правой. Исключением являются балы-реконструкции конкретного периода. В Санкт-Петербурге традиционно контрдансы начинают с правой ноги, поэтому описания на настоящем сайте описаны в рамках этой традиции.

Вслед за Ростиславом Кондратенко хочу отметить: нога принципиальна не во всех контрдансах, а только в тех, где есть set (право — приставить — лево — приставить). В таких случаях можно перед танцем в своем сете договориться.

17 век к оглавлению

Т.н. «двойной английский шаг» к оглавлению
(он же контрдансный):
  • Вариант первый. На 4 счета — шаг правой, шаг левой, шаг правой, левую приставить на носок рядом с носком или щиколоткой правой ноги (но не у пятки!). Стоит отметить, что во время первых трех шагов вес переносится на соответствующую ногу, в то время как при приставлении ноги вес на нее не переносится. С приставленной ноги мы всегда начинаем следующий шаг.
  • Вариант второй, показанный Дианой Скрайвенер, так же на 4 счета: шаг правой, шаг левой, шаг правой на носок, левую приставить к правой на носок и одновременно опуститься на полную стопу.
  • Вариант третий, распространенный в Англии. Все шаги аналогичны шагам первого варианта, но делаются с подпрыгиванием.
Slip к оглавлению

Приставные шаги, не прыгающие, а скользящие, низкие. Могут поочередно делаться с разных ног (вперед или назад) или с одной и той же (вбок).

Простые шаги к оглавлению

Обычные шаги человека.

18 век к оглавлению

(описания Яны Воиновой)
Па де буре к оглавлению

Существует в варианте и на 3, и на 4 счета.
Исходное положение: ноги в 1ой позиции; вес на одной ноге (например, левой); свободная нога на па де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что пятка оторвана от пола, колени выворотно!)

На три счета
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
3 счет: шаг на полупальцы правой ноги, плие на правой ноге и т.д.

На четыре счета
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
3 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
4 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги не снижаясь, плие на правой ноге и т.д.

Снижаемся для того чтобы выше подняться, а не чтобы ниже провалиться.

Па де менуэт к оглавлению

Исполняется на 6 счетов. Начинается все время с правой ноги (кроме особо оговоренных случаев)

1-ый (наиболее часто практикуемый) вариант
Исходное пололжение: ноги в 1-ой позиции; вес на левой ноге; правая нога на па де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что пятка оторвана от пола, колени выворотно!)
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, вертикальное снижение (плие) на правой ноге,
3 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
4 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
5 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
6 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, вертикальное снижение (плие) на левой ноге

2-ой вариант
И.п.: ноги в 1ой позиции; вес на левой ноге (кроме особо оговоренных случаев); правая нога на па де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что пятка оторвана от пола, колени выворотно!)
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги, подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги,
2 счет: пауза
3 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
4 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
5 счет: пауза, подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, плие
6 счет: жете ( перескок с опорной правой ноги на левую)

19 век к оглавлению

Наиболее часто использовались шассе, жете и ассамбле.
Шассе к оглавлению

(pas chassé, в н.19-го века состоял из двух движений — temp leve et pas chassé)
На «и» — подъем на опорной ноге, рабочая выносится в четвертую воздушную позицию, на «раз» — рабочая нога скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса, на «и» опорная нога подтягивается к рабочей, одновременно поднимаемся на носки, на «два» рабочая нога снова скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса. Первое шассе вперед или вправо делается с правой ноги, назад или влево — с левой (источник: Максин А. Изучение бальных танцев. М., 1839, Ивановский И. П. Бальный танец XVI–XIX вв. Л.-М., 1948 г., с. 169, мастер-классы Ливена Барта на ФСТ-6).

Ассамбле к оглавлению

(assemblé) — прыжок с места на месте (из закрытой позиции в закрытую) со сменой ног, т.е. если перед па впереди стояла правая нога, после па впереди оказывается левая. На «и» делается прыжок на опорной ноге, рабочая выносится во вторую воздушную позицию, на «раз» рабочая нога приставляется впереди опорной в пятую или третью позицию, вес равномерно распределяется на две ноги. В принципе, ассамбле могло делаться и из открытых танцевальных позиций, но в результате танцующие обязательно оказывались в закрытой позиции (источник: Максин А. Изучение бальных танцев. М., 1839, с.10–11, видеозапись «20» из Библиотеки конгресса — http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc020)

Жете к оглавлению

(ште) (jeté) — прыжок с места на месте. Так же может делаться из разных позиций (например, третьей или четвертой). Также предполагает смену ног и грациозное вытягивание ноги вбок, на «и» делается прыжок на опорной ноге, рабочая выносится во вторую воздушную позицию, на «раз» рабочая нога приставляется впереди опорной, а опорная поднимается на па де пье (если жете делалось вперед, то опорная нога — на па де пье назад и наоборот) (источник: Максин А. Изучение бальных танцев. М., 1839, с.11, Бернгард Клемм Новейший самоучитель общественных и художественных танцев. СПб 1884, с.53–54, видеозапись «20» из Библиотеки конгресса — http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc020)

Впрочем, даже в 18, а особенно 19 веках вместо них часто делали проход на обычных танцевальных шагах — pas marche — этот шаг делается также как и обычный человеческий шаг, но ступать нужно с носка и стремиться сразу же перенести вес на ступающую ногу.

Хочу отметить, что техника шагов 18–19 веков требует большой подготовки, эти шаги не стоит пытаться разбирать с описания без преподавателя и хореографической подготовки.

Кроме них, в контрдансах использовались pas de basce, шаги галопа, шаги вальса и многие другие — при необходимости они будут объяснены в описаниях конкретных контрдансов.

3. Фигуры и термины контрдансов к оглавлению

3.1. Lines (Линии) к оглавлению

Как правило, с такой фигуры начинается большинство контрдансов. Если движение идет вперед (чаще всего в лонгвее) — то танцуется 1 двойной английский шаг вперед, 1 двойной английский шаг назад, и этот проход называется leade. Если контрданс начинается с того, что пары сходятся в центре, то танцуется 1 двойной английский шаг вперед, 1 двойной английский шаг назад, и этот проход называется meet (иногда meet может означать только первую часть: пары или только контрпартнеры сходятся в центр за один двойной шаг). Если движение идет по кругу (с правой ноги в левую сторону), то танцуется 2 двойных английских шага (или один — налево, второй — обратно), и это движение чаще всего называется goe round. Lines — термин, возникший позже, и обозначающий то, что в этой части идет общее движение вперед, в отличие от схождения внутри пары (как в sides и arms).

3.2. Sides (Стороны или плечи) к оглавлению

Партнеры сходятся правыми плечами за 1 двойной английский шаг (при исполнении этой фигуры в лонгвеях все должны оказаться в единой линии), расходятся на свои места, второй раз — сходятся левыми плечами. Есть вариант, называющийся sharp sides — по имени ошибочно введшего их в танцевальную практику Сессила Шарпа: в этом варианте партнеры на счеты 1,2, 3 обходят друг друга, расходясь правыми плечами, и на счет 4 разворачиваются друг к другу лицом (через правое плечо), обратно возвращаются расходясь левыми плечами, доворачиваясь через левое плечо. Второй раз расходятся левыми плечами, возвращаются правыми.

3.3. Arms (Руки) к оглавлению

Партнеры подают друг другу правые руки, скрещивают их чуть выше запястий так, чтобы кисть была параллельна руке партнера (т.к. в 17-м веке были пышные отделанные рукава). В таком положении (стоя боком друг к другу) они обходят друг друга за два двойных английских шага по часовой стрелке. Второй раз скрещиваются левые руки и движение идет против часовой.

Прим.: Диана Скрайвенер показывала вариант, который выполняется не на двойных, а на простых шагах.

Эти три фигуры в 17 веке чаще всего были основами куплетов (так называемая «Плейфордская схема» контрдансов: lines, sides, arms).

Другими, фигурами, применяемыми в контрдансах, описанных в сборниках Плейфорда (в 1651–1728 гг.) и его современников были следующие:

3.4. Hands к оглавлению

Этим словом обозначается, кто в той или иной фигуре берется за руки (например, в паре, или все дамы, или все танцующие — к примеру, в Upon a summer Day то, что все перед «воротиками» берутся за руки, описывается как: The men take all hands, and the women hands)

3.5. Back to back к оглавлению

Примерно до 1680-х гг., как правило, этими словами обозначалось только положение танцующих, при котором они оказываются в центре спинами друг к другу, к примеру, в Fine Companion: Men meet, turne back to back.
Позже back to back так же мог использоваться в этом же смысле, но чаще встречается выражение go или dance back to back: это обход друг друга спинами: выполняется в паре, партнеры расходятся правыми плечами, заходят за спины друг другу, возвращаются на свои места спиной вперед, расходясь левыми плечами. На двойных английских шагах исполняется следующим образом: за два счета сойтись правыми плечами, на третий счет пройти спинами друг к другу не поворачиваясь, на четвертый счет приставляется нога. На первые два счета второго двойного английского шага отходим назад, на третий — на свое место. На четвертый приставляется нога. Общая траектория в этом случае напоминает прямоугольник (откуда и пошло народное название «квадрат»).
В Европе фигура называлась dos-a-dos, в Америке — do-si-do

3.6. Turn (поворот, также иногда пишется как turne) к оглавлению

В контрдансах встречаются разные виды поворотов: поворот на месте (в данном тексте обозначается как turn single), поворот в паре (в данном тексте просто turne), а также другие варианты (например, поворот в пол-оборота на месте)
Turn single делается в ту сторону, какая нога приставлена в начале шага. Он выполняется по небольшой окружности на 4 счета: 1 — шаг назад с поворотом на 120 градусов и переносом веса, 2 — шаг с другой ноги дальше по окружности с поворотом на 120 градусов и переносом веса, 3 — вернулись с той же ноги, что и начинали на исходное место, с переносом веса, на 4 — приставили другую ногу.
Turne: за 1 двойной английский шаг по маленькому кругу меняемся, держась за обе руки, с партнером или контрпартнером местами, за следующий шаг возвращаемся на свое место. Как правило, танцуется по часовой стрелке. При повторении дважды подряд (как, например, в Epping forest), принято первый turne танцевать по часовой стрелке, второй — против.
Turn вполоборота на месте (например, в New Boe Peep): шаг правой ногой перед собой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг левой ногой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг правой ногой в правую диагональ на оставшиеся 60 градусов, так, чтобы оказаться развернутым спиной к своему партнеру, левую ногу приставить. В итоге мы разворачиваемся на 180 градусов. С левой ноги выполняется точно также. В некоторых случаях выполняется не ровно на 180 градусов, а чуть больше или меньше: например, в Heralds in Love, когда после поворота мы должны стоять лицом к партнеру либо контрпартнеру.

3.7. Change к оглавлению

Перемена мест. Чаще всего — в паре. Выполняется на один двойной английский шаг, по традиции может выполняться за две руки (в этом варианте фактически, является половиной turne). Если не указано обратное, то расходимся правыми плечами.

3.8. Cross (варианты: crossing, cross over) к оглавлению

Смена места с проходом сквозь другие пары. Может выполняться парой (например, в The Night Peece) или несколькими людьми (например, в Scotch Cap). Наибольшим отличием от, к примеру, change является то, что термин cross используется тогда, когда в рисунке делается акцент на смену мест партнерами: это или проход между другими парами, или смена мест для взаимодействия с другими танцующими. В отличие от change никогда не делается всеми танцующими одновременно. Конкретная траектория зависит от танца.

3.9. Fall, back, goe к оглавлению

Различные направления движения (как правило в припевах). Направление зависит от танца, но fall — всегда движение назад или вниз по сету. Обычно выполняется за один или два двойных английских шага. Кроме того, этим словом может обозначаться подмена ног (как в Scotch Cap — шаг правой назад, подставить к ней левую, шаг правой вперед, следующий двойной шаг начинается с левой ноги)

3.10. Set к оглавлению

Set — это шаг вправо, приставить, шаг влево, приставить. Чаще всего исполняется в связке set — turne single. Кстати, set — это едва ли не единственная фигура в контрдансах, где сохранились одинарные английские шаги. Позже эти шаги в сетах были заменены балансе (Cambrige walls) или па-де-басками (как, например, в современной версии Commical fellow)

Кроме стандартного сета в куплетах, описанного выше, этим словом может описываться смена положения (например, выведение дам и кавалеров в центр в Jenny pluck pears описывается как First man set his Wo. in the midst with his face to him)

3.11. Figure of eight («Восьмерка») к оглавлению

За 8 простых шагов. Выполняется чаще всего в лонгвеях, где есть разделение на первые-вторые пары. Первая пара обходит вторую (или наоборот). Сначала первая дама проходит внутри второй пары по диагонали, обходит второго кавалера сзади и встает на место первого кавалера. Он в это же время, пропуская свою партнершу вперед, идет по диагонали внутри второй пары, обходит сзади вторую даму и встает на место своей дамы. Далее первая дама обходит аналогично вторую даму, а первый кавалер — второго, соответственно кавалер и дама за 16 шагов вернутся на свои места. Чаще встречается половина этой фигуры.

3.12. Moulinet (Мулине) к оглавлению

Кавалеры или дамы выходят в центр, берутся при движении по часовой стрелке правыми, при движении против часовой стрелки левыми руками и двигаются по кругу. Сам термин мулине — французского происхождения, и у Плейфорда подобная фигура обозначается громоздким Right (Left) hands across and goe round (The Spanish Jeepsie)

3.13. Hey (хей) и Chaine (шен) к оглавлению

По сути, и то, и то — цепочка. Но это две разные фигуры, которые мы постоянно путаем, что неправильно.

Хей — фигура английская. Он танцуется без рук, без петелек на концах (т.е. если мы с последним поменялись правыми плечами, то дальше мы идем по часовой стрелке, без доп. доворотов, и с новым партнером тоже меняемся правыми плечами), а также на хей обычно отводится одна муз. фраза вне зависимости от количества партнеров (т.е. и на три, и на четыре, и на пять человек хей танцуется на одни и те же 8 или 16 тактов). Хей может танцеваться не только в линию, но и по кругу.

Шен — фигура французская. Она танцуется за руки, на концах делается доворот (например, с последним разминулись правыми руками, повернулись вокруг своего левого плеча, снова меняемся правыми руками), а также в шене столько же тактов, сколько перемен (т.е. на троих — 6, на четверых — 8 и т.д.).

В тех редких случаях, когда у Плейфорда не хей, а шен (например, в Hunsdon house), он его подробно расписывает.

3.14. Cast off к оглавлению

Собственно «cast off» — обозначает выход и движение снаружи сета (пары, кадрили — нужное подставить), а up и down — направление движения. При этом выходим мы из сета, поворачиваясь через плечо, противоположное направлению движения.

3.15. Peep к оглавлению

Перед исполнением этой фигуры мы стоим спиной к своему партнеру (или, наоборот, видим спину своего партнера). Стоящий сзади кладет руки на плечо партнера/партнерши и заглядывает ему/ей в лицо поочередно через правое и левое плечо (количество раз указывается при описании контрданса). Стоящий впереди поворачивает лицо к лицу партнера/партнерши. Эта фигура встречается в контрдансах достаточно часто (хотя на данный момент в С.-Петербурге ее танцуют только в New Boe Peep).

3.16. Imbrass к оглавлению

(современное написание embrass)

Обнять своего партнера/партнершу. Логичнее всего это делать слегка по-кукольному, что хорошо вписывается в общее пасторальное настроение контрдансов.

3.17. Kiss (поцелуй) к оглавлению

В 17 веке поцелуй был таким же естественным приветствием, как сейчас — пожатие рук. Поэтому присутствие в танцах поцелуев было абсолютно обычным явлением. Однако, как именно целовали друг друга в 17 веке, сейчас неизвестно. Как вариант, предлагается или делать слегка кукольный поцелуй на расстоянии, чтобы лишним движением не нарушить ход танца, или мужчинам целовать протянутые руки женщин (для чего тоже не требуется подходить близко — вариант был придуман Сессилом Шарпом).

3.18. Clap к оглавлению

Хлопки в ладоши в одиночку или в паре (например, в Commic Fellow)

Источники к оглавлению

Большой англо-русский словарь, описание элементов контрдансов с сайта Плейфордовского Клуба (http://www.cam.ac.uk/societies/round/dances/elements.htm)

Фигуры контрдансов н. 19-го века (применявшиеся также и в 18-м веке) описаны в «The complete system of English country dancing» Томаса Вилсона (http://www.strathspey.org/history/wilson-system.pdf). Это большое издание с подробными схемами, перевод которого является самостоятельной работой и не входит в рамки данной статьи.

Стоит отметить, что английские названия, как правило, точно определяют сущность фигуры. Поэтому для того, чтобы разобрать опубликованный в Плейфорде контрданс достаточно большого Англо-русского словаря, включающего устаревшие слова.