Bella Gioiosa

Автор: Caroso Fabritio
Датировка: 1581
Источник: «Il Ballarino»
Описание выполнено: Смольняковой Екатериной
Реконструктор: Ливен Барт (материалы классов по танцам XVI в. на ФСТ-09)
Музыка: размер 6/8, pdf, midi
Исходное положение: две дамы и один кавалер (или два кавалера и одна дама) в треугольнике лицом в центр

Использованные сокращения
Схема танца
Оригинал описания
Примечания

Использованные сокращения к оглавлению

Cad Cadenza
Fioretto Fioretto à piè pari
PPres Passo presto
PSc Passo scorso
Pun Puntato
Riv Riverenza
RivMin Riverenza minima
Scam Scambiata
SegSpez Sequito spezzato
SegCan Seguito battuto di Canario
SegSemid Seguito semidoppio
Trab Trabuchetto
Trab Grave Trabuchetto grave

Схема танца к оглавлению

Первая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 2 Riv на левую ногу лицом в центр треугольника;
3 – 4 Trab L, R, L, R;
5 – 6 Разворачиваясь через левое плечо на своем месте — полный поворот за SegSpezL, SegSpezR;
7 – 8 PPres L, PPres R, CadL в центр треугольника.
9 – 12 Взявшись за руки, SegSpez L, R, L, R по кругу по часовой стрелке до возвращения на свое место;
13 – 16 ScamL, ScamR.
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Вторая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 2 Кавалер по направлению к даме по правую руку от него — PPres L, R, CadL;
3 – 4 Кавалер 5 SegCan, начиная с L (или Trab L, R, L, R);
5 Кавалер, двигаясь левым боком ко второй даме — RipL, L;
6 Trab L, R.
7 – 8 Возвращяясь через левое плечо на свое место — SegSpezL, CadR;
9 – 10 Кавалер и дамы разворачиваются лицом друг к другу, SegSpezL вперед, левым плечом вперед, SegSpezR назад.
11 – 12 За SegSpezL, R кавалер и дамы проходят строем друг через друга, разворачиваясь через левое плечо
13 – 16 Повтор 9 – 12 тактов в обратном направлении.
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Третья часть

Музыка
СчетыОписание
A 1 – 2 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, ко второй даме — — PPres L, R, CadL;
3 – 4 Та же дама 5 SegCan, начиная с L (или Trab L, R, L, R);
5 Та же дама, двигаясь левым боком к кавалеру — RipL, L;
6 Trab L, R.
7 – 8 Возвращяясь через левое плечо на свое место — SegSpezL, CadR;
9 – 10 Дама, стоявшая по правую руку от кавалера разворачивается лицом к остальным двум исполнителям (они — к ней), и все делают SegSpezL вперед, левым плечом вперед, SegSpezR назад.
11 – 12 За SegSpezL, R кавалер и дамы проходят строем друг через друга, разворачиваясь  через левое плечо;
13 – 16 Повтор 9 – 12 тактов в обратном направлении.
B 17 – 18 Дама, стоявшая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Четвертая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 2 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, по направлению к кавалеру — PPres L, R, CadL;
3 – 4 Та же дама 5 SegCan, начиная с L (или Trab L, R, L, R);
5 Та же дама, двигаясь левым боком ко второй даме — RipL, L;
6 Trab L, R.
7 – 8 Возвращяясь через левое плечо на свое место — SegSpezL, CadR;
9 – 10 Кавалер и дамы разворачиваются лицом друг к другу, SegSpezL вперед, левым плечом вперед, SegSpezR назад.
11 – 12 За SegSpezL, R кавалер и дамы проходят строем друг через друга, разворачиваясь через левое плечо
13 – 16 Повтор 9 – 12 тактов в обратном направлении.
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Пятая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 4 Все вместе, подавая друг другу руки и двигаясь по часовой стрелке: SegSemidL, R;
5 – 6 Развернувшись лицом в центр треугольника — Rip L, L, Trab L, R;
7 – 8 Полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.
9 – 16 Повтор действий на 1 – 8, но двигаясь против часовой стрелки и начиная с шага на правую ногу (поворот на месте через правое плечо).
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Шестая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 Все вместе, развернувшись лицом друг к другу — Fioretto L, R;
2 PPres L, R назад;
3 – 4 За SegSpezL, R кавалер и дамы проходят строем друг через друга, разворачиваясь на через левое плечо.
5 – 8 Повтор действий на 1 – 4 такты, начиная с шага на левую ногу и возвращаясь на свои места.
9 – 14 Шен за 6 SegSpez,начиная с шага на левую ногу, начиная со смены кавалера и дамы, стоящей по правую руку от него;
9 – 16 Все вместе в центр треугольника: PPres  L, P Pres  R, CadL.
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Седьмая часть

МузыкаСчетыОписание
A 1 – 2 Все вместе, развернувшись лицом друг к другу — Trab L, R, L, R;
3 – 4 SegCan L, R, L, R;
5 – 6 Rip L, L, Trab L, R.
7 – 8 Делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
9 – 16 Повтор действий на 1 – 8, начиная с шага на правую ногу (поворот на месте через правое плечо).
B 17 – 18 Кавалер, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
19 – 20 Дама, стоящая по правую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR;
21 – 22 Дама, стоящая по левую руку от кавалера, делая полный оборот через левое плечо на месте — SegSpezL, CadR.

Оригинал описания к оглавлению

BELLA GIOIOSA
CASCARDA;
IN LODE DELL'ILLUSTR.(MA) SIGNORA
LA SIGNORA GIVLIA
SAVELLA ORSINA.

QUESTO Ballo ha da esser fatto in terzo, cioè, due Huomini, & una Dama, overo due Dame, & un'Huomo: & questi si pigliaranno le mani in ruota, & faranno la Riverenza in balzetto, come s'usa alla Cascarde, con quattro Trabuchetti alla sinistra, & lasciando tutte le mani, si voltaranno alla sinistra, & faranno due Seguiti spezzati, con due Passi gravi innanzi, & la Cadenza, principiando ogni cosa col sinistro. In ruota poi faranno tutti insieme quattro Seguiti spezzati, con due Scambiate, l'una alla sinistra, & l'altra alla destra: poi quello che guida il Ballo, farà un Seguito spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza col destro, cioè, se farà un huomo, & due Dame, l'huomo guidarà esso: ma se fosse una Dama, & due huomini, essa guidarà il Ballo: cosi nel fine della Cadenza, che fa quello che guida, ha da rispondere colvi, ò colei che stà à man destra, & ha da farla col piè sinistro, con un'altro Seguito spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza, come di sopra: il terzo farà il medesimo che haranno fatto gli altri: dopò quello che guida il Ballo, farà due Passi presti innanzi, & la Cadenza, principiando col sinistro, con cinque Seguiti battuti del Canario, principiandoli pur col sinistro: & chi non sapesse fargli, farà in sua vece quattro Trabuchetti: poi si seguirà con due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra, un Seguito  Spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza col destro: quello poi che starà à man dritta di lui, farà la medesima mutanza, che haurà fatta esso: & il medesimo farà il terzo compagno. Ciò fatto, giostraranno insieme in questa maniera, cioè; Ogn' uno si voltarà col fianco sinistro per dentro, facendo quattro Seguiti spezzati, uno innanzi, uno in dietro, & due passando innanzi, principiandoli col sinistro: & quello che guida, passarà sempre in mezo, cambiando luogo: il medesimo tornaranno à fare un' altra volta; tornando però ogn' uno al suo luogo.

Dipoi in ruota tutti insieme faranno due Seguiti semidoppij alla sinistra, due Riprese, due Trabuchetti, un Seguito spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza col piè destro all'incontro: il medesimo faranno alla destra per contrario. Insieme faranno poi all incontro due Fioretti à piè pari, uno al fianco sinistro, & l'altro al destro, con due Passi presti in dietro, passando con duo Seguiti spezzati, & cambiando luogo, principiando col sinistro: il medesimo tornaranno à fare un'altra volta, tornando ogn'uno al suo luogo.

Dopò ciò faranno la Catena, overo intrecciata, con sei Seguiti spezzati, & quello che guidarà il Ballo, passarà per mezo i Compagni, voltando alla sinistra; poi ritornarà à passare un'altra volta lla destra: & i medesimi Seguiti, & volte faranno gli altri Compagni: al fine della qual Catena ogn' uno ha da ritrovarsi al suo luogo, & fare due Passi presti innanzi, con la Cadenza, rincipiando ogni cosa col piè sinistro.

Dopò faranno quattro Trabuchetti, & quattro Seguiti battuti di Canario, due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra, un Seguito spezzato volto alla sinistra, & la Cadenza col destro, trovandosi al fine di essi in triangolo: il che fia fine della Cascarda.

 

Факсимиле описания

Примечания к оглавлению

  • Название танца переводится как «Веселая красавица».
  • «Bella gioiosa», как следует из заголовка, относится к каскардам. «Cascarda» — термин, который употребляет в своих работах только Карозо. К сожалению, сам он не дает определения этого типа танцев, но можно выделить некоторые общие черты. Каскарды — преимущественно парные танцы, обычно начинающиеся с того, что танцоры, находящиеся в положении лицом друг к другу, меняются местами, расходясь по небольшому кругу. В течение танца могут встречаться смены по большей траектории, но заканчивается он обычно также расходом по маленькому кругу.
  • При подготовке описания использовались следующие материалы: