Источник: The English Dancing Master, London, 1651, (1-е издание Плейфорда)
Реконструкция и адаптация: Евгения Соленикова
Музыка: музыкальный размер 3/4, каждый счет соответствует 3 музыкальным долям, в такте – 1 счет, оригинальные ноты, современная аранжировка, мелодия в формате MIDI
Танец на 6 человек: 3 дамы и 3 кавалера
Исходное положение: 3К 2К 1К 1Д 2Д 3Д, все дамы смотрят в сторону кавалеров, все кавалеры — в сторону дам
Счеты | Описание |
---|---|
1 – 12 | Первый кавалер и первая дама sides правыми плечами, set, |
13 – 16 | проходят друг мимо друга левыми плечами (делая при этом поворот вокруг правого плеча). |
17 – 128 |
Далее тоже самое танцуют первый кавалер и вторая дама, второй кавалер и первая дама; и далее по прогрессии. Когда кавалер или дама доходят до конца колонны, они разворачиваются, затрачивая на это одно проведение (16 счетов), а далее идут по линии обратно. Когда первые кавалер и дама встречаются (причем дама оказывается на прежнем месте кавалера, а кавалер — на прежнем месте дамы), они стоят два проведения, пока вся колонна за ними не закончит танцевать эту фигуру (в том числе одно проведение на то, чтобы третьи кавалер и дама развернулись на 16 счетов) |
Первая часть состоит из 8 проведений.
То же самое, но вместо sides танцуется arms.
Вторая часть состоит из 8 проведений.
Примечания:
Оригинал описания:
First man and Wo. sides once set and turne S.|. Passe forward each to the next sides, set and turne S. |. As much to the next |: and so forward and back till you come to your places where you began.
Armes all as you sided, till you come to your owne places.
The single Hey all handing as you passe till you come to your places.
Варианты исполнения:
Прогрессия.
Может быть «круговой» или «волновой»
В «волновом» варианте первые танцуют друг с другом; потом со вторыми; потом первые с третьими, а вторые друг с другом; пока первые не дойдут до последних партнеров (чаще всего четвертых). Они танцуют одно проведение с четвертыми партнерами; затем все танцующие разворачиаются и снова танцуют с теми же, с кем танцевали только что, т.е. первые с четвертыми, а вторые с третьими. В следующем проведении первые танцуют с третьими, а вторые друг с другом; потом первые со вторыми; потом первые друг с другом.
Т.о., в этом варианте все время танцует только первая пара, а последняя почти все время стоит.
Как аргументы «за» эту версию выдвигаются следующие: в этом варианте дамы всегда танцуют только с кавалерами, танцующие быстрее возвращаются на свое место, чем в круговом варианте. Впрочем, сами авторы указывают, что это очень слабые аргументы.
В «круговом» варианте (в России танцуется половина от него) первые пары сначала доходят до «чужих» концом линии (кавалер — до места последней дамы), затем разварачиваются, доходят до «своих» концов (кавалер — до места последнего кавалера), снова разворачиваются и возвращаются на свои места.
Этот вариант близок к прогрессии в duple и tripple minor set’ах, но он гораздо дольше, чем предыдущий. Аргументы «за» этот вариант в статье не приведены.
В связи с вопросом прогрессии хочется отметить следующее. Даргассон по типу очень похож на танцы 18-19 вв. scotch reels. Основной принцип этих танцев — все танцующие выстраиваются в единую линию, выполняют некоторые фигуры, меняются местами, переходя к новым партнерам, снова танцуют некие фигуры, снова меняются — и так пока все не станцуют со всеми. Scotch reels получили свое название из-за фигуры рил — так в Шотландии называли хей. Рилы-фигуры были неотъемлемой частью рилов-танцев.
Кроме того, мелодия Даргассона впервые упоминается в 16-м веке, озможно тогда уже существовал и сам танец (но неизвестно, в каких формах). А в 16-м веке зафиксированы танцы и мелодии «хеи».
Т.о. Даргассон, вероятно, родственник хеев 16-го века и шотландских рилов более позднего времени, а следовательно, в нем скорее можно ожидать «круговой» прогрессии, характерной для этих групп танцев.
Повороты.
Исследователи предлагают три основных варианта перемены мест с поворотом (and turne S. Passe forward each to the next sides):