Автор: Caroso Fabritio
Датировка: 1581
Источник: «Il Ballarino»
Описание выполнено: Смольняковой Екатериной по материалам мастер-классов Ливена Барта на ФСТ-04
Реконструктор: Ливен Барт
Музыка: размер 3/4, пять куплетов по три музыкальные части в каждом (mp3 в сборнике «The Tape of Dance Volume 3» (медленная))
Исходное положение: в паре лицом друг к другу
Использованные сокращения
Схема танца
Оригинал описания
Примечания
Варианты исполнения
Riv | Riverenza minima |
Seg Spez | Sequito spezzato |
Seg Semid | Seguito semidoppio |
Scam | Scambiata |
Pun | Puntato grave |
PPres | Passo presto |
Cad | Cadenza |
Trab | Trabuchetto |
Trab Grave | Trabuchetto grave |
Rip | Ripresa |
Fioretto | Fioretto à piè pari |
Музыка | Счеты | Описание |
---|---|---|
A | 1 – 4 | Riv на левую ногу лицом друг к другу; |
5 – 8 | Поменяться местами за 2 Seg Spez с левой ноги, оставаясь развернутыми лицом в центр; | |
9 – 12 | Scam налево на левую ногу; | |
13 – 16 | Scam направо на правую ногу [1]. | |
B | 17 – 20 | Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую. |
C | 21 – 24 | Seg Spez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу; |
25 – 26 | 2 PPresti вперед, начиная с шага на левую ногу; | |
27 | Cad на левую ногу. |
Музыка | Счеты | Описание |
---|---|---|
A | 1 – 8 | За 4 Seg Spez поменяться местами, вернувшись на исходные места [1]; |
9 – 12 | 4 Trab лицом друг к другу, начиная с шага на левую ногу; | |
13 – 14 | Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо; | |
15 – 16 | Cad на правую ногу. | |
B | 17 – 20 | Seg Spez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу. |
C | 21 – 22 | 2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2]; |
23 – 24 | 2 Trab, начиная с шага на левую ногу; | |
25 – 26 | Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо; | |
27 | Cad на левую ногу. |
Музыка | Счеты | Описание |
---|---|---|
Исполняет только кавалер. | ||
A | 1 –2 | 2 Fioretto, начиная с шага на левую ногу [3]; |
3 – 4 | 2 PPresti назад, начиная с шага на левую ногу; | |
5 – 6 | 1 Seg Spez с разворотом налево [4]; | |
7 – 8 | Riv [5]. | |
9 – 16 | Повтор тех же движений в зеркальном отражении, начиная с шага на правую ногу. | |
Исполняют оба танцора. | ||
B | 17 – 20 | Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую. |
C | 21 – 22 | 2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2]; |
23 – 24 | 2 Trab, начиная с шага на левую ногу; | |
25 – 26 | Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо; | |
27 | Cad на левую ногу. |
Музыка | Счеты | Описание |
---|---|---|
Исполняет только дама. | ||
A | 1 –2 | 2 Fioretto или 2 Trab, начиная с шага на левую ногу [6]; |
3 – 4 | 2 PPresti назад, начиная с шага на левую ногу; | |
5 – 6 | 1 Seg Spez с разворотом налево [4]; | |
7 – 8 | Riv [5]. | |
9 – 16 | Повтор тех же движений в зеркальном отражении, начиная с шага на правую ногу. | |
Исполняют оба танцора. | ||
B | 17 – 20 | Pun вперед на левую ногу, Pun назад на правую. |
C | 21 – 22 | 2 Rip на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру [2]; |
23 – 24 | 2 Trab, начиная с шага на левую ногу; | |
25 – 26 | Seg Spez на левую ногу с разворотом на 360о через левое плечо; | |
27 | Cad на левую ногу. |
Музыка | Счеты | Описание |
---|---|---|
A | 1 – 8 | За 2 Seg Spez, начиная с шага на левую ногу, и 1 Seg Semid на левую ногу сойтись, подавая друг другу правые руки, и поменяться местами, двигаясь по часовой стрелке [1]; |
9 – 16 | За 2 Seg Spez, начиная с шага на правую ногу, и 1 Seg Semid на правую ногу, подав друг другу левые руки и двигаясь против часовой стрелки вернуться на свои изначальные места. | |
B | 17 – 20 | Trab Grave на левую ногу, прикасаясь друг к другу правыми ладонями, Trab Grave на правую ногу, прикасаясь друг к другу левыми ладонями. |
C | 21 – 24 | SegSpez назад налево на левую ногу, Seg Spez назад направо на правую ногу; |
25 – 26 | 2 PPresti вперед, начиная с шага на левую ногу; | |
27 | Cad на левую ногу. | |
Riv |
GLORIA D’AMORE,
CASCARDA;
IN LODE DELL’ILLVSTRE SIGNORA,
LA SIG. VIRGINIA MANCIAN GLORIERI,
Gentildonna Romana.
Faranno la Riuerenza minima all’incontro; poi in ruota faranno due Seguiti spezzati, con due Scambiate, una alla sinistra, & l’altra alla destra; & due Puntate, una innanzi, l’altra indietro: dopò le quali faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro, con due Passi presti innanzi, & la Cadenza, principiando ogni cosa col piè sinistro, eccetto la Cadenza.
Nel secondo tempo, faranno quattro Seguiti spezzati in ruota, quattro Trabuchetti incontro, & un Seguito spezzato volto alla sinistra, &la Cadenza: poi faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro, due Riprese, & due Trabuchetti voltando il fianco sinistro per dentro; al fine de i quali faranno un Seguito spezzato volto alla sinistra, et la Cadenza, come s’è detto di sopra.
Mutanza dell’Huomo solo, & dopò insieme.
Nel terzo tempo, l’Huomo solo farà due Fioretti à piè pari, due Passi presti indietro, con un Seguito spezzato, voltando la persona in prospettiua alla sinistra, & principiando col sinistro, & in quell’instante farà la Riuerenza minima col destro: il medesimo farà un altra uolta da capo, principiando ogni cosa col piè destro, & la Riuerenza col sinistro: Dopo insieme faranno due Puntate, una innanzi, et l’altra indietro, con due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra, & un Seguito spezzato volto medesimamente alla sinistra, & la Cadenza col destro.
Mutanza della Dama, & dopò insieme.
Nel quarto tempo, la Dama farà il medesimo che harà fatto l’Huomosolo, & se per caso non saprà fare li Fioretti, in luogo di essi farà quattroTrabuchetti, con il Seguito spezzato & la Riuerenza minima col destro: il medesimo tornarà à fare un’altra volta, principiando ogni cosa col destro, & la Riuerenza col sinistro; Dopò ciò faranno insieme l’altre attioni che si sono dette alla mutanza dell’Huomo.
Nel quinto tempo, faranno in ruota due Seguiti spezzati, & un Seguito semidoppio, principiandoli col sinistro: il medesimo faranno alla destra, principiandoli col destro: poi faranno due Trabuchetti graui, uno alla sinistra toccando la Fè destra, l’altro alla destra toccando la Fè sinistra: finalmente faranno due Seguiti spezzati fiancheggiati indietro,
con due Passi presti innanzi: & la Cadenza. Contra tempo faranno poi la
Riuerenza, & finiranno la Cascarda.
[1] В варианте Ливена Барта за Scambiata на правую ногу исполнители возвращаются обратно на свои изначальные места (шаг с большим смещением направо). В первоисточнике нет однозначного указания на такой вариант (текст: «…con due Scambiate, una alla sinistra, & l’altra alla destra…»), равно как нет достаточно весомых причин для того, чтобы обязательно возвращаться на исходные месте в конце этой части.
В описании танца танцорам трижды предписывается поменяться местами: в первой, второй и пятой частях, причем в последнем случае — сначала в одну, а затем в другую сторону. Все три раза Карозо использует один и тот же термин — «in ruota». Логично предположить, что этим термином описывается одна и та же траектория. В описанном в схеме варианте в первой части танцоры меняются местами за два спецатто, во второй — возвращаются на исходные места за четыре, в пятой — снова меняются местами и тут же возвращаются на свои места, двигаясь в обратном направлении. В конце танца исполнители находятся на тех же местах, что и в начале. Необходимости в «растянутом» скамбьято не возникает.
Вариант Ливена Барта включает в себя скамбьято на правую ногу с возвращением на исходные места. При этом во второй части танцоры делают полный круг (за два спецатто переходят на место партнера, за два — возвращаются на свое место), пятая часть не отличается и в финале все снова находятся на своих местах. В пользу такого варианта можно сказать, что при нем все спецатто будут одинаковой длины (два спецатто на смену мест); против него — указать на нелогичность скамбьято.
Из перечисленных вариантов в схему танца вынесен тот, который выглядит наиболее адекватным.
[2] В тексте описания: «… due Riprese, & due Trabuchetti voltando il fianco sinistro per dentro…» в первой части, та же по последовательности шагов фигура во второй части — «…con due Riprese, due Trabuchetti alla sinistra…».
Очевидно, что шаги должны исполняться начиная с шага на левую ногу с разворотом левым плечом к партнеру. При этом можно допустить два варианта прочтения: рипреза налево, рипреза направо, трабукетто налево, трабукетто направо; либо же две рипрезы налево, трабукетто налево, направо.
Поскольку последовательность из двух рипрез, выполняемых в одну сторону, обычна для Карозо, такой вариант лучше «ложится» при обычной скорости исполнения, именно он выбирается большей частью реконструкторов в танцах с аналогичной последевательностью фигур, а также именно его показывал Ливен Барт, он выбран основным.
Между тем в версии из «Писем о танце» выбран первый вариант последовательности шагов.
[3] В данном случае — fioretto à piè pari (хотя в тексте указан шаг «fioretto à piè pari», а в описаниях шагов — «fioretto à piedi pari per fianco», нет оснований предполагать, что речь идет не об одном и том же движении, поскольку в XVI веке при описаниях танцев часть названия шага часто опускалась).
Описание этого шага можно адаптировать следующим образом: поднимите левую ногу слегка в сторону, на расстояние, равное одной ладони, от правой ноги; затем верните в исходную позицию на расстоянии около пяти сантиметров от правой, ударив носком левой ноги, затем правой, и снова левой, одновременно вынося правую ногу. Затем отведите ее дальше в сторону, и повторите то же, что делали, начиная движения с левой ноги.
[4] В версии из «Писем о танце» не делается различий между связкой «спецатто с разворотом налево+каденса» в конце второй части и связкой «спецатто+риверанс» в середине третьей и четвертой частей. Между тем первая фигура описывается как «un Seguito spezzato volto alla sinistra, et la Cadenza, come s’è detto di sopra», а вторая — «un Seguito spezzato, voltando la persona in prospettiua alla sinistra, & principiando col sinistro, & in quell’instante farà la Riuerenza minima col destro». Очевидные различия между этими двумя сязками (в первой — поворот через левое плечо, во второй — небольшой разворот налево) отражены в переводе Ребекки Клетникс, версии Ливена Барта и вынесены в основную схему.
[5] У Карозо здесь — Riverenza minima, но при правильном выполнении всех остальных шагов по музыке остается в два раза меньше времени, чем необходимо для выполнения этого шага. Riverenza semiminima как раз в два раза короче Riverenza minima.
Riverenza minima по сути представляет собой более быстрый вариант обычного Riverenza grave. Описывая Riverenza semiminima, Карозо говорит, что та манера, в которой его исполняли раньше, больше похожа на каденсу, поэтому он будет назвать шаг в этой манере Cadenza alla cascarda; выполнять же Riverenza semiminima рекомендует так же, как и Riverenza minima, т. е., по сути, если мы назовем в этом месте схемы шаг не Riverenza minima, а Riverenza semiminima, это будет соответствовать собственным рекомендациям автора.
[6] Карозо пишет, что дама может исполнять те же шаги, что и кавалер, или, если она не знает шага фьоретто, заменить их на 4 трабукетто.