Автор: Kent Ann
Статья опубликована: в журнале «Historical dance» (Vol. 3, No. 2 1993) © 1993 Dolmetsch Historical Dance Society
Оригинал статьи: http://www.dhds.org.uk/jnl/pdf/hd3n2p27.pdf
Перевод: Смольнякова Екатерина,
Соленикова Евгения, Шаталина Мария, Михайлова Мария
Статьи на эту тему: «Старинные танцы и Судебные Инны: заметка»
Описание танца: Каранто
Вступление
Текст описания
Шаги танца
Фигуры танца
Музыка
Реконструкция танца
Заключение
Список использованной литературы
Пополнению наших знаний об общественных танцах в Англии в конце 16 — начале 17 веков существенно помогают записи об обычаях Иннов (cм. прим.), описывающие, в том числе, и практиковавшиеся на собраниях танцы.
Wilson в работе 1987 г. привел схемы танцев, содержащихся в шести манускриптах «Inns of court». Самый ранний манускрипт, MR Rawlinson poet. 108, датируемый около 1570 г., хранится в библиотеке Bodleian (Оксфорд). Наряду с песнями, поэмами и другими произведениями в нем находятся пошаговые описания пятнадцати танцев, таких как паваны, алеманды, мезуры, а также одна куранта, названная Caranto Dyspayne. В отличии от других танцев, Caranto Dyspayne не встречается ни в одном из пяти других манускриптов. Насколько мне известно, единственное опубликованное издание, в котором приводится описание этого танца — Dolmetsch (1949).
На первый взгляд этот танец кажется просто длинной последовательностью шагов, перегружающей память танцора. В манускрипте нет музыки этого танца. Это — серьезная помеха в реконструкции, и, видимо, основная причина того, что Caranto Dyspayne сейчас мало известен. Другие сложности в реконструкции связаны с интерпретацией такого неизвестного сейчас шага как «travers»; неясным описанием двух фигур с переменами мест танцующими; и использованием термина «twice» в конце некоторых танцевальных фраз, который может обозначать повторение как одного, так и нескольких предшествующих термину шагов. Я предлагаю возможную реконструкцию и рабочую версию танца, основанную на предположении, что это — танец для пар, стоящих в колонне, состоящий из пяти фигур, с довольно простой музыкальной структурой.
Приведенный здесь текст — это оригинальное описание; разделение на строки и параграфы принадлежит мне. Я вставила также подзаголовки «Фигура 1» и т. п. для облегчения анализа и описания структуры танца. Запись танца в его оригинальном виде можно посмотреть в работе Wilson (1987).
[Фигура 1]
1 iiij singles syde//
2 ij singles a duble forward
3 ij singles syde reprince backe twyse//
4 iiij singles syde
5 a duble forward reprince backe twyse//
6 iiij singles syde
[Фигура 2]
7 a duble forward reprince backe twyse//
8 ij singles syde iij travers forward
9 ij singles syde iij travers backe//
10 a duble forward reprince backe twyse//
11 ij singles syde iij travers forward//
12 ij singles syde iij travers backe
[Фигура 3]
13 a duble forward reprince backe twyce//
14 A dub. rownde both ways
15 one single backe & honour.
16 a dub into eche others place
17 and let the wemen leade
18 a dub forward reprince backe twyce//
19 a dub. rownd bothe ways
20 one single backe & honour
21 a dub into your owne place//
[Фигура 4]
22 {A dub forward reprince backe twyce//
23 one single backe & honour
24 a dubly forward reprince backe twyce
25 one single backe & honour//
[Фигура 5]
26 part/iiij dub to & fro betwyne your wemen & when
27 you be all past them come syde longe to them with
28 iij travers & honour everye man to hys women//
29 A dub strayght forward iij dubles to & fro
30 then come to your wemen with
31 iij travers syde honour Every mane to hys woman
32 then let the wemen leade
33 a Dub. forward reprince backe twyse//
34 one single backe & honour vt }
Ни в этом, ни в одном из пяти других манускриптов «Inns of Court» нет никакой информации о правилах исполнения танцевальных шагов. Реконструируя танец, я использовала варианты шагов из современных (этим) источников.
Хотя название говорит нам о том, что танец является курантой, мне не кажется, что все двойные шаги (dubles или dub. в тексте) должны быть прыжковыми, как описано в курантах Арбо (1589) и Негри (1602). Использование только прыжковых шагов придает танцу очень энергичный характер, и эти же авторы приводят более легкие варианты тех же шагов для не очень умелых или утомленных танцоров. Для первых фигур я предпочла использовать шаг ordinario Негри. В то же время прыжковые шаги могут быть использованы в «плетеной» части 5 фигуры для того, чтобы закончить схему указанным количеством шагов.
Reprise — это двойной назад. Согласно Wilson’у (1987), это подтверждается сравнением танцев, которые встречаются в нескольких других манускриптах «Inns of Court».
Honour (поклон, приветствие) в этом танце обычно длится столько же, сколько и один двойной шаг. Однако в 3ей фигуре (15 и 20 строки) простой назад и поклон оба должны быть исполнены за время одного двойного шага, если только они не будут сопровождаться нетипичной музыкальной фразой. В данном случае я предлагаю исполнятьодинарный шаг с левой назад на первый счет, и сразу за ним — реверанс на правую. В четвертой фигуре (23 и 25 строки) та же комбинация предполагается за время исполнения двух двойных шагов. Я выбрала такой вариант исполнения: простой шаг, пауза, затем поклон за время второго двойного.
Шаг, называемый travers, не описан ни в одном известном источнике, современном данному. Я предполагаю, что это прыжковые шаги вбок, в одном направлении, т. е. приставные (скользящие) шаги. В этом танце они встречаются группами по 3, каждая из которых занимает время одного двойного шага.
Для исполнения танца пары встают в длинную колонну в центре зала. Для выполнения «плетенки», описанной на 26 строке, необходимо как минимум 3 пары в колонне. В дальнейшем я также буду использовать термин «голова зала».
Танец состоит из 5 фигур, как я продемонстрировала, разделив текст на части. Каждая фигура, кроме пятой, начинается с «двойного шага вперед в голову зала и двойного назад», с последующим повторением этих шагов. Это основная вступительная фигура ранних контрдансов Плейфорда (Playford, 1651). В первой фигуре каждый двойной предваряется парой простых шагов. Первая и третья пара простых выполняются вперед, вторая и четвертая — в стороны. В результате танцоры смещаются по направлению танца на расстояние, равное двум двойным шагам. Эта деталь, в сочетании с открывающим танец приветствием из четырех простых шагов, демонстрирует сходство танца с современными ему итальянскими танцами, которые обычно начинаются с приветствия (поклона) и продвижения вперед (Caroso, 1581, Negri, 1602). Нужно отметить, что я рассматриваю указание «дважды» как относящееся только ко двойным вперед и назад, но не к остальным шагам, за исключением нетипичного вступления, описанного выше. Таким образом, я не согласна с предположением Wilson’а (1897), что эта часть текста была повторена по ошибке. Знак «//» разделяет танцевальные фразы, но он не обязательно разделяет фразы одинаковой длины.
В каждой фигуре есть внутренний повтор; в фигурах 1, 2 и 4 части повторяются без изменений. В третьей фигуре партнеры меняются местами, а в повторении возвращаются на свои места. Смена опорных ног на повторениях создает излишние сложности для танцоров, но нисколько не улучшает схему танца. Я предпочитаю использовать логичную смену опорных ног в течение всего танца. Исполнив первую часть по направлению в голову зала, танцоры выполняют остальные фигуры в основном лицом друг к другу.
Пятую фигуру предваряет слово «part». Это может означать, что с этого момента кавалеры исполняют соло. Вместо продвижения вперед и назад за 4 двойных шага исполняется «плетеный» обход дам. Кавалеры начинают, проходя перед своими дамами, потом разворачиваются и двигаются в хвост колонны проходя между дамами в общем четыре раза (см. первую схему). Затем, когда линия кавалеров оказывается лицом к линии дам, все делают три скользящих приставных шага налево — кавалеры в голову зала, дамы в хвост зала. Таким образом каждый кавалер оказывается напротив дамы, с которой он начинал танец, и делает ей реверанс. Все смещаются на расстояние одного двойного в хвост зала.
Во второй части пятой фигуры необходимо закончить на местах друг друга, чтобы дать дамам начать движение, как записано в строке 32. Кавалеры делают первый двойной вперед в голову зала, и оказываются рядом с дамой предыдущего кавалера. Они сначала танцуют напротив этой дамы, затем за три двойных проходят «змейкой» через линию дам в хвост зала и оказываются с другой стороны от своих партнерш. Развернувшись лицом в голову зала, все исполяют три скользящих шага налево. Таким образом, колонна снова оказывается по центру зала, дамы занимают места кавалеров.
В течение первой части «плетеной» фигуры последний кавалер танцует вокруг своей дамы и еще двух воображаемых дам. Аналогично, во второй части первый кавалер обходит воображаемую даму пары перед ним. Я экспериментировала и с другими версиями реконструкции этой части, но ни одна из них не выглядела так просто и ясно, как вышеописанная.
Последний параграф, строки 32–34, — это указание на то, что танцоры должны повторить фигуры между значками { и }, но чтобы все проведения начинали дамы. Фигуры 4 и 5 полностью повторяются, но теперь дамы выполняют «плетенку», которую раньше делали кавалеры. Таким образом, все заканчивают танец на своих исходных позициях. Такой вариант структуры танца, когда сначала «плетеные» фигуры исполняют кавалеры, а затем дамы, демонстрирует дополнительное сходство Caranto со многими контрдансами Плейфорда (1651). К тому же, подобные фигуры обычно идут в конце танца.
Музыкальная структура, основанная на описанных шагах танца, должна быть следующей:
Номер фигуры | Двойные шаги | Всего | Тактов в размере 6/8 |
---|---|---|---|
1 | 2+4+4+2+4+2 | 18 | 36 |
2 | 4+2+2+4+2+2 | 16 | 32 |
3 | 4+2+2+4+2+2 | 16 | 32 |
4 | 4+2+4+2 | 12 | 24 |
5 | 4+2+4+2 | 12 | 24 |
4 | 4+2+4+2 | 12 | 24 |
5 | 4+2+4+2 | 12 | 24 |
98 | 196 |
Основное требование к музыке — восьмитактовая фраза для четырех двойных шагов в первых фигурах и четырехтактовая фраза для других частей танца. Также желательно, чтобы каждая из этих фраз делилась на равные половины. В реконструкции танца я обозначаю восьмитактовую фразу как «музыка А», а четырехтактовую — как «музыка Б».
Согласно названию, музыка должна быть Caranto, в ритме 6/8 или 6/4, с испанским оттенком (музыка Caranto может также быть записана в ритме 3/4, в таком случае для каждой фразы требуется вдвое больше тактов). Традиционная мелодия Spagnoletta (происхождение неизвестно) — один из очевидных примеров. В современных коллекциях содержиться много ее вариаций, различающихся по ритму и длине. К сожалению ни одна из известных мне вариаций не подходит в точности к данному танцу. Тем не менее, довольно легко приспособить традиционную мелодию, и весьма разумно предположить, что подходящая аранжировка существовала и в то время. В качестве альтернативы может использоваться любая другая пьеса, подходящая для музыкальных фраз Caranto.
Пары встают в длинную колонну в центре зала лицом в голову зала.
Музыка | Такты | Шаги | Комментарии |
---|---|---|---|
Б | 1–4 | 4 одинарных шага в сторону, Л, Пр, Л, Пр | Лицом по направлению танца. |
А | 1–4 | 2 одинарных шага, Л, Пр, 1 двойной Л вперед | По направлению в голову зала. |
5–8 | 2 одинарных шага в сторону, Пр, Л, 1 двойной Пр назад | ||
А | 1–4 | 2 одинарных шага, Л, Пр, 1 двойной Л вперед | |
5–8 | 2 одинарных шага вбок, Пр, Л, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–4 | 4 одинарных шага вбок, Л, Пр, Л, Пр | Лицом к партнеру. |
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
А | 1–4 | 4 одинарных шага в сторону, Л, Пр, Л, Пр | Лицом к партнеру. |
Музыка | Такты | Шаги | Комментарии |
---|---|---|---|
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 2 одинарных шага Л, Пр, в сторону | Лицом к партнеру. Держась за обе руки с партнером. |
3–4 | 3 скользящих шага в голову зала | ||
Б | 1–2 | 2 одинарных шага Л, Пр, в сторону | Лицом к партнеру. Держась за обе руки с партнером. |
3–4 | 3 скользящих шага в хвост зала | ||
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 2 одинарных шага Л, Пр, в сторону | Лицом к партнеру. Держась за обе руки с партнером. |
3–4 | 3 скользящих шага в голову зала | ||
Б | 1–2 | 2 одинарных шага Л, Пр, в сторону | Лицом к партнеру. Держась за обе руки с партнером. |
3–4 | 3 скользящих шага в хвост зала |
Музыка | Такты | Шаги | Комментарии |
---|---|---|---|
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 1 двойной Л поворот по кругу налево | Лицом к партнеру. |
3–4 | 1 двойной Пр поворот по кругу направо | ||
Б | 1–2 | Шаг назад Л и поклон Пр | Поменяться с партнером местами, расходясь правыми плечами. |
3–4 | 1 двойной Пр | ||
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала, дамы ведут. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 1 двойной Л поворот по кругу налево | Лицом к партнеру. |
3–4 | 1 двойной Пр поворот по кругу направо | ||
Б | 1–2 | Шаг назад Л и поклон Пр | Поменяться с партнером местами, расходясь правыми плечами |
3–4 | 1 двойной Пр |
Музыка | Такты | Шаги | Комментарии |
---|---|---|---|
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 1 шаг назад Л, пауза, поклон Л | Лицом к партнеру. |
А | 1–4 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | По направлению в голову зала. |
5–8 | 1 двойной Л вперед, 1 двойной Пр назад | ||
Б | 1–2 | 1 шаг назад Л, пауза, поклон Л | Лицом к партнеру. |
Музыка | Такты | Шаги | Комментарии |
---|---|---|---|
А | Все кавалеры одновременно выполняют следующие движения: | Дамы стоят лицом в голову зала. Траектория кавалеров: |
|
1–2 | 1 двойной Л — обойти свою даму спереди и встать с другой стороны от нее | ||
3–4 | 1 двойной Пр — обойти свою даму сзади и встать на место следующего (второго) кавалера | ||
5–6 | 1 двойной Л — пройти между второй и третьей дамами и встать с другой стороны от третьей дамы | ||
7–8 | 1 двойной Пр — обойти третью даму сзади и встать на место следующего (третьего) кавалера | ||
Б | 1–2 | Все делают 3 скользящих шага Л, кавалеры в голову зала, дамы в хвост зала, оказываются напротив партнера | Линия кавалеров лицом к линии дам. |
3–4 | Поклон Л | ||
А | Все кавалеры одновременно выполняют следующие движения: | Дамы стоят лицом в голову зала. Траектория кавалеров: |
|
1–2 | 1 двойной Л — вперед в голову зала | ||
3–4 | 1 двойной Пр — обойти даму, которая стоит перед партнершей | ||
5–6 | 1 двойной Л — пройти перед своей дамой и вернуться на свое место | ||
7–8 | 1 двойной Пр — обойти свою даму сзади и встать с другой стороны от нее | ||
Б | 1–2 | Все делают 3 скользящих шага Л в сторону чтобы оказаться на месте партнера | Лицом к партнеру. |
3–4 | Поклон Л |
Фигура 4 и 5 повторяются, только в этот раз ведут дамы, они выполняют обход стоящих кавалеров.
Хотя при первом прочтении Caranto Dyspayne кажется, что он имеет длинную и бессвязную последовательность шагов, анализ показывает, что он имеет определенную структуру, и не более сложную, чем многие из контрдансов в собрании Плейфорда, с которыми этот танец имеет сильное сходство. Поскольку этот манускрипт датируется приблизительно 1570 годом, можно предположить, что Caranto Dyspayne — самый ранний записанный английский контрданс. Caranto Dyspayne заслуживает большей известности, и я надеюсь, что эта статья послужит ее расширению.