Происхождение английских контрдансов (The Origin of English Country Dance) (пер. с англ.)

Опубликовал(а): Евгения Соленикова (Йоко)
Опубликовано: 14.10.2008 
(последнее обновление: 16.02.2009)

Авторы: Dani of the Seven Wells
Оригинал статьи: The Origin of English Country Dance
Перевод: Юлия Лаврецова, Лидия Сафро

Плейфорд — это целая эпоха. Мы признаем его «Английского танцмейстера», вышедшего в 1651 году (в 1650, если вдаваться в тонкости), как первый опубликованный документ, посвященный танцу, зародившемуся ранее 1600 года, и те танцы, которые мы там находим, являются важной частью нашей возрожденной культуры. Я не буду возражать против этого: английский контрданс является важной составляющей Средневековой культуры, как это и должно быть, и мне бы не хотелось, чтоб это было утрачено. Но следует помнить, что это продукт XVII века.

В отрывке из «Жалобы Шотландии» (1548 г.) описаны пастушеские праздники и танцы, которые танцевали пастухи:

«...бассдансы, паваны, гальярды, турдионы, бранли, буффон и много других веселых танцев, которые требуют времени, чтобы им научиться.»

Список нам знаком — перечисление обычных французских танцев. Но они танцевались под английские мелодии, которые впоследствии могли быть использованы для английских контрдансов:

«Ночью я выучу настолько много, насколько мой ум способен удержать в памяти. Во-первых, они танцевали Al Cristyn Nennis Dance, The North of Scotland, Hunts up, The Comont Entray, Lang Plat Fut of Gariau, Robin Hood, Thom of Lyn, Freris al, Ennyrnes, the Lock of Slene, the Gosseps dance, Levis Grene, Makky The Speyde, The Flail, The Lammas Vynde, Sontra, Cum kyttil me nykyt vantounly, Schayke leg before gossep, Rank at the Rute, Baglap, and al, John Ermistrangis dance, the Alman Haye, the Bace of Varagon, Dangeir, The Beye, the Dede Dance, The Dance of Kylrynne, the Vod and the Val, Schaik a trot.»

Все это — знакомые нам названия английских контрдансов и старинных баллад. Другой характер музыки был причиной возникновения особого английского стиля, отличного от принятого среди французских крестьян.

Неясно, в какой момент и до какой степени особый стиль развился в особую форму, но в 1572 году королева Елизавета I, посещая замок Уорвик, видела местных крестьян,

«танцевавших во дворе замка. Ее Величество наблюдала за ними из окна своей спальни; так как крестьяне были довольны данным обстоятельством, ее Величество это доставило удовольствие и развеселило». [1]

Кто-то полагает, что она видела не местные вариации бранлей и паван.

Заинтересованность королевы контрдансами [2] продолжалась в течение 30 лет ее правления, и нет нужды говорить, что то, что интересует королеву, интересует весь двор. Так, во время ее визита в 1591 году в Каудрей для королевы танцевали местные жители «и лорд Монтагю со своей женой среди них, к великому удовольствию всех наблюдавших и к вежливым аплодисментам ее Величества». [3]

В то время одобрение ее величества было всем, и неудивительно, что мы читаем о том, что контрдансы танцевались при дворе все чаще.

Придворным, привыкшим к сложности итальянских танцев, исполнявшихся в то время, однако, контрдансы стали очень быстро надоедать. В них не было никаких сложных фигур — по сути, никаких фигур вообще.

В качестве доказательства происхождения этих танцев можно привести, как наиболее близкую по контексту, поэму Сэра Джона Дэвиса «Оркестра», написанную в 1596 г., в которой развитие танца от простого к сложному используется как аллегория перехода от Хаоса к Порядку при помощи Любви. Нет причин сомневаться в точности любых характеристик старых и новых танцев в этой поэме: [4]

«...
Потом сперва он показал простые семь движений,
Которые в природе он нашел,
Вверх-вниз, вперед, назад опять,
В ту сторону и в эту, а после поворот;*
*Так Жизнь их учит танцевать.
Откуда тысячу бранлей, которые учил
Собрал он и всегда они кончались поворотом.

Когда придет волна Кругов и Контрдансов,
Ведя свой танец полноводною рекой
Вниз к морю, собирая все притоки,
Ведя свой путь сквозь тучные поля:
Когда же наконец достигнет устья
Преграды на пути преодолев,
Соединившись с Морем, бег закончит.

И так, когда впервые Он возглавил их,
И сделал он сначала множество вещей,
Учил он их ходить в кругу и в переплете хея,
И вкруг деревьев собираться в хороводы:
Так два Медведя, чьи первые движенья
С коротким поворотом вкруг небесной оси,
Кружась, навечно в танце пребывают.

А после, как люди выросли и просветились,
Он дал им более торжественные, чинные Мезуры,
Исполненные истинной гармонии и красоты порядка,
И с отражением на каждое движенье тем же,
Так что оценивающие взоры найти огреха не могли;
Для взгляда каждого он двигался
С спокойствием чудесным и милым очарованием.
...»

Можно видеть, что Джон Дэвис подразумевал под контрдансами в старинном стиле: круговые танцы, иногда танцевавшиеся вокруг центра, например дерева. Таковыми были хеи. Таковыми были бранли. (Последние могли представлять собой танец в линию, который заканчивался в кругу). Скучно, глупо, нерадостно.

Тогда придворные начали модифицировать эти танцы. Были добавлены, «так как люди выросли и просветились», фигуры в итальянском стиле, танцы стали более «хореографичны».

Многие из особенностей, которые мы рассматриваем, как характеристики английских контрдансов, существовали в итальянских танцах XV и XVI веков, включая такие истинно английские контрдансные фигуры, как «sides», «arms», и «sets». Ритм мог быть другим, движения ног более сложными, но существует большое число итальянских танцев, которые, упростив шаги и подогнав под английскую мелодию, легко превратить в английский контрданс. Например:

«Движение в парах прямо, заканчивается раскрытием „в квадрат“.
Поклон кавалеров, поклон дам, кавалеры меняются местами.
Поклон дам, поклон кавалеров, дамы меняются местами.
Поклон кавалеров, поклон дам, у кавалеров полный поворот на месте.
Поклон дам, поклон кавалеров, у дам полный поворот на месте.
Следует помнить, что пары заранее меняются местами.
Первый кавалер обходит вторую даму до своего первоначального места, пока второй кавалер обходит первую даму до своего первоначального места (их траектория пересекается при этом в центре).
Затем дамы тем же манером возвращаются на свои первоначальные места.
Поклон кавалеров, поклон дам.
Повтор.
Кавалеры поворачиваются, подавая дамам руки, все поворачиваются лицом по линии танца».

Нет, это не ранняя версия «Hole in the Wall». Это «Anello» Доменико ди Феррара (1440 г.), отрывок из руководства по движению ног. [5]

Мало сомнений в том, что в это время английский двор заимствовал некоторые особенности скорее итальянской культуры, чем французской. (Наверное, достаточно упомянуть, что королева была известна как любительница танцев в итальянской манере.) Этот танец, как и другие схожие с ним, мог предоставить материал, посредством которого обогащались схемы и хореография старых контрдансов.

К 1600 году существуют два различных стиля контрдансов, и королева садилась и «смотрела, как леди танцуют старые и новые контрдансы под звуки маленького барабана и дудки». [6]

Новый стиль был эклектичен. Он оставил некоторое черты старинных танцев, перенял кое-что из заграничных, заимствовал что-то у танцоров морриса. [7] Моррис к тому времени относительно недавно пришел из Испании и с материка.

И в последующие десятилетия этот стиль классифицировали как старый танец. [8]

В следующие десятилетия семнадцатого столетия возникли танцы, позже собранные Плейфордом.

Сравнение первоначальной версии «Английского танцмейстера» с более поздними изданиями показывает, что в 1650 году английские контрдансы были вариантом преобразования старых форм танца. В течение века танцы для сетов из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту». К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались в лонгвеях для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих.

Эти танцы распространились за пределы Англии, зарабатывая международную популярность. В Европе они стали в большей степени формализованными (перед тем, как выйти из моды). В Америке они дали начало контрадансу («контра» — от «кантри» (деревня), а не от — «противоположный») и кадрили.

Первые издания Плэйфорда дают нам наиболее ранние и максимально разнообразные формы танцев, среди которых танцы с сетами, фигуры, танцы с поцелуями, [10] круговые танцы, кадрили, и всегда популярные танцы в лонгвеях. Таким образом, мы предпочтем брать наши английские контрдансы из таких изданий, особенно из первого. Но не следует думать, что первое издание соответствовало тому времени в той степени, в которой не соответствовали более поздние. Так же не следует отказываться от выбора танцев из более поздних изданий (таких как «Sellinger\’s Round», который не существовал в той форме, которая нам известна, до 1670 года), когда мы чувствуем, что они подходят.

Чтобы не отклоняться от темы, в статье было отведено мало места как развитию ранних форм английских контрдансов от ранних бранлей и каролей, так и эволюции английских контрдансов после 1600-х годов, основное внимание концентрируется на промежуточном периоде, в течение которого старые контрдансы стали развиваться по-новому.

Я описал эволюцию английских контрдансов таким образом, как, по моему мнению, это происходило, но следует понимать, что точные доказательства этого весьма малочисленны: копии всех существующих «до-семнадцативечных» источников по английским контрдансам (помимо двух больших цитат, приведенных выше) могут легко поместиться на одну страницу. Вот почему я был бы весьма рад узнать (непосредственно от читателей или же на страницах «Письма»), что кто-нибудь из читателей может пролить свет на данный вопрос: это поможет найти другие подходящие источники или просто внести большую ясность в излагаемую мысль.

Источники

 

  • Вайолет 1935:41-49 Вайолет Алфорд «Моррис и мориск», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том 2, 1935
  • Чамберс, б/д Чамберс  Е. K. «Сцена времен Елизаветы», (дата?).
  • Каннингхем 1962:148-154 Каннингхем Дж. П. «Контрданс — ранние источники», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том. 9 № 3, 12/62,
  • Ден-Смит 1943:131-145, Ден-Смидт 1944:167-179, Ден-Смидт 1945:211-231 Ден-Смит Маргарет и Никол E. Дж. «Танцмейстер: 1651-1728», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том 6, № 4, (1943), № 5 (1944), № 6 (1945)
  • Николз 1823 Дж. Николз (редактор) «Шествия и публичные церемонии во времена королевы Елизаветы», том 3, 1823.
  • Пиллинг 1984:26-29 Пиллинг Джулиан «Дикий мориск или исторический моррис», Английские Танец и Песня, том 46 № 1, весна 1984
  • Уэллз 1937:81-91 Уэллз Эвелин  K. «Мелодии и баллады „бродсайд“ у Плейфорда», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том 3 № 2, 12/37
  • Вуд 1949:8-12 Вуд Мелузин «Английские Контрдансы до 17 века», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том. 6 № 1, 1949
  • Вуд 1937:93-99 Вуд Мелузин «Несколько заметок касательно Английских Контрдансов „до Плейфорда“», журнал Английского Общества Народного Танца и Песни, том. 3 № 2, 12/37

 

Замечание: Нужно отметить, что большинство этих источников — вторичны, все, кроме одного, взяты из журнала Английского Общества Народного Танца и Песни. Эти статьи, в свою очередь, обращаются к другим первичным или вторичным источникам, но большинство из них я отдельно не указывал. Своим появлением эта статья в большей степени обязана работе Вуда 1937 года.


Рис. 1: «Круговой танец на античный манер»

[Рис. 1 взят из журнала Английского Общества Народного Танца и Песни, том VIII, № 2, декабрь 1957 и изображает «Круговой танец на античный манер», резьба по слоновой кости, Константинополь, около 1460-1470 гг.]

Ссылки

[1] Николс, том 1, с. 319 
[2] Самое раннее появление термина — в пьесе, датированной 1577 годом
[3] Николс, том 3, с. 95 
[4] Заметки на полях в поэме были в исходном манускрипте.
[5] Вуд, 1937.
[6] Сидней, цитируется по Чамберсу, том 4, стр. 112 
[7] Попытки проследить возникновение моррисов до времен друидов так же бесполезны, как проследить танцы Плэйфорда до незапамятных времен;
[8] Известно, что «Sellenger\’s Round», «The Shaking of the Sheets», «Trenchmore»и некоторое количество других подобных танцев танцевали в XVI веке, но как они танцевались, мы не знаем. Мы можем предположить, что их первоначальные версии оказали влияние на более поздние (например, у нас есть источник 1592 года, в котором указано: «старинная пляска, обычно называемая „Sellenger\’s Round“») и мы можем предположить, что их танцевали под те же мелодии, но не можем думать, что Плейфорд их бы распознал. (В качестве примера можно привести тот факт, что «Тренчмор» у Плейфорда — это танец в колонне для любого возможного числа танцоров, в то время как в самом раннем источнике (1551) упоминается, что для него требуется три танцора.)
[9] Щедрость Бахуса, возможно, под псевдонимом Филипп Фулфэйс
[10] В шестнадцатом веке только в Англии считалось обычным целоваться на людях, в других европейских странах это считалось грубым.