Английские ритуальные танцы (England's Ritual Dances) (пер. с англ.)

Автор: Kennedy Douglas
Статья опубликована: в журнале «The Journal of the International Folk Music Council» (Vol. 2, 1950), стр. 8-10 
Перевод: Смольнякова Екатерина

В настоящее время исследователи придерживаются мнения, что английские моррисы (Morris Dances) имеют «аналоги» во Франции и Испании; что родственные им танцы, имеющие еще больше общих черт с изначальной предковой формой подобных танцевальных композиций, сохранились в Югославии и Румынии; и что античная культура, давшая начало обсуждаемой традиции, зародилась среди наших общих арийских предков. Только подобным предположением можно объяснить существование танцев с палками (stick-dances) или лошадиных масок (hobby-horses) в таких удаленных друг от друга районах, как западная Англия и Индия с Пакистаном.

В Англии мы привыкли делить мужские ритуальные танцы на моррисы, которые обычно являются частью празднований середины лета, и танцы с мечами (sword dances), которые, в свою очередь, входят в состав праздников середины зимы. Хотя эти виды танцев, видимо, произошли от одного предка, подобное деление отражает два направления развития традиции, которые заносились в Англию в разное время разными группами поселенцев. Распространение моррисов позволяет предположить, что они появились в Англии раньше, чем танцы с мечами: существуют свидетельства того, что моррисы имеют до-кельтское происхождение, тогда как танцы с мечами были завезены в эпоху поздней датской колонизации. И моррисы, и танцы с мечами исполняются англичанами до сих пор.

Самым интересным примером сохранившихся обрядовых танцев является один из них, который нельзя отнести ни к моррисам, ни к танцам с мечами, поскольку он несет в себе черты обеих этих групп. Танец с мечами изначально имел отношение к церемониям, связанным со смертью; моррисы — к празднованиям возвращения жизни и возрождения. Танец, который не вписывается ни в одну из категорий, носит название «horn dance» (от англ. «horn» — рог), и сохранился он в единственном месте — небольшом городке Абботс Бромли (Abbots Bromley) в Стаффордшире. Этот район лежит как раз между «территориями» моррисов и танцев с мечами, и сам хорн также представляет собой определенный «компромисс».

В танце участвуют шесть мужчин, несущих на своих плечах «рога»: три рога окрашены в черный цвет, и три — в белый. Все они танцуют вместе, «черные» следуют за «белыми». За этой группой мужчин, в свою очередь, следуют три персонажа в масках Дурака, Лошади (hobby-horse) и Девицы Мариан (или Женщины-Мужчины), а также мальчик, несущий лук. Сам танец с его петляющими фигурами и сложными движениями двух групп «рогатых» представляет собой ритуал плодородия из языческого прошлого. Он мог и не сохраниться в Англии, если бы его не защищала местная церковь, в здании которой из года в год хранились костюмы и аксессуары для церемонии. Неизвестно, когда впервые церковь этого города проявила подобную заботу, но очевидно, что это произошло сотни лет назад. Хотя современные трактовки танцевальных традиций часто бывают неполными и грешат неточностями, деревенские жители уважают обычаи. С какой-то точки зрения они все еще не утеряли связей со своим языческим прошлым, всего лишь видоизменив его согласно требованиям христианства. Тесная связь с природой позволяет деревенским жителям отожествлять свою жизнь с круговоротом жизни и смерти, пусть даже и бессознательно. Древние обряды, обрывки которых дошли до наших дней, уходят корнями в примитивные верования, которые цивилизация мало-помалу подтачивает. Иностранец, знакомый с Англией, но незнакомый с народной английской культурой, будет поражен, доведись ему стать свидетелем исполнения хорна в Абботс Бромли.