Куранта в описании Арбо

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 30.09.2010 
(последнее обновление: 30.09.2010)

Опубликовано: в составе книги «Orchesography», Dover Publications, Inc, New York, 1967, перевод Мэри Стюарт Иванс (Mary Stewart Evans), редакция Джулии Саттон (Julia Sutton).
Перевод: Смольнякова Екатерина

Каприоль:

Как следует танцевать куранту [1]? Она сильно отличается от вольты?

Арбо:

Она достаточно сильно отличается от вольты, и ее следует танцевать в легком двудольном размере. Она состоит из двух простых и одного двойного шага влево и тех же самых шагов вправо, с движением вперед, или в сторону, или иногда назад, если таково желание танцора. И ты должен принять во внимание, что шаги куранты должны быть дополнены прыжками, в отличие от паваны и бассданса. Следовательно, чтобы выполнить simple à gauche в стиле куранты, ты должен в приличествующей манере подпрыгнуть на правой ноге и приземлиться на левую на первый шаг, затем снова подпрыгнуть на правой и сделать pieds joins на второй шаг, и так ты сделаешь simple à gauche. Выполни те же движения в другую сторону, чтобы сделать simple á droite. Чтобы сделать double à gauche, подпрыгни на правой ноге и сделай шаг на левую, чтобы выполнить первый шаг упомянутого double à gauche, затем подпрыгни на левой, делая второй шаг на правую ногу, затем подпрыгни на правой, делая третий шаг на левую, затем снова подпрыгни на правой и сделай pieds joins на четвертый шаг. Так ты сделаешь double à gauche. Сделай все то же самое в другую сторону, чтобы исполнить два simples и double à droite.

Когда я был молод, в ходу была мимическая игра, сопровождавшая исполнение куранты. Трое юношей выбирали трех девушек и располагали их в один ряд. Первый танцор провожал свою даму в другой конец зала и в одиночку возвращался к своим товарищам. Второй поступал так же, затем третий, и в итоге три девушки оказывались покинутыми в одном конце зала, а трое юношей собирались в другом. Когда возвращался третий танцор, первый, паясничая, делая влюбленные гримасы и сопровождая их разными жестами, засучив рукава и оправляя рубашку, шел к своей даме, но та, выражая недовольство его внешним видом, поворачивалась к нему спиной. Когда же юноша возвращался обратно на свое место, девушка изображала отчаяние. Остальные двое поступали так же. В конце концов они все трое собирались вместе, чтобы предъявить права на своих дам и заслужить их благосклонность, опустившись на одно колено и молитвенно протягивая к ним руки. Сразу же после этого дамы падали в их объятия, и все они кое-как танцевали куранту.

Каприоль:

Сейчас уже не танцуют куранту на такой манер?

Арбо:

Что касается шагов, то они все те же. Но те юноши, которым никогда не показывали ни простых, ни двойных шагов, танцуют ее по своей прихоти, что приемлемо до тех пор, пока они попадают в такт. Они поворачиваются, отпускают руку дамы, танцуя, делают поворот, снова берут руку дамы и продолжают танцевать. Когда товарищи танцора решают, что он утомился, они идут и крадут у него даму, и танцуют с ней сами. Или они могут подобрать ему нового партнера, если видят, что предыдущий утомился. Вот табулатура куранты.

Делай то же самое с другой ноги и продолжай, повторяя с начала. Ни одна из миним в табулатуре не пропущена и на другие счеты ты должен делать маленькие прыжки в сопровождение своим движениям. Или же, если ты устал и не желаешь прыгать, можешь использовать их так, как если бы там были паузы.

Ссылки

[1] Согласно итальянским источникам, куранта изначально танцевалась в двудольном размере, а в более поздний период — на быстрых скользящих шагах в трехдольном размере. Куранта также была любимым танцем Людовика XIV и пользовалась большой популярностью среди английской знати. Шекспир в «Генрихе V» упоминал «высокие вольты и стремительные куранты» (прим. Мэри Стюарт Иванс)

Куранта в описании Арбо определенно имеет двудольный размер. Музыкальные примеры таких композиций встречаются редко, и основной проблемой является адаптация описанных Арбо шагов к размерам 6/4 или 6/8. Мэйбл Долметч предполагала, что «mesure binaire legière» иногда означает у Арбо «акцентированный второй счет». Однако Арбо всегда отчетливо дает понять, объединяет он минимы в группы по 2 или по 3. Описание шагов, которое он приводит, с легкостью можно адаптировать под трехдольный размер, но мы не можем быть уверены в том, насколько аутентичен будет результат.

Большая часть исследователей в наше время сходится во мнении, что куранта имеет французское происхождение. Наибольшую популярность она завоевала в XVII веке (прим. Джулии Саттон)