Танцы из манускриптов «Inns of Court» (Dances from the Inns of Court) (пер. с англ.)
Часть 1-я

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 26.01.2007 
(последнее обновление: 22.02.2009)

Части публикации: 1 | 2 | Следующая

Авторы: Durham Peter, Durham Janelle
Оригинал статьи: «Dances from The Inns of Court»
Перевод: Смольнякова Екатерина, Гринчель Алина, Затула Ирина, Михайлова Мария
Статьи на эту тему: «Танцы в Судебных Иннах», «Старинные танцы и Судебные Инны: заметка»

Введение
Об источниках
Манускрипты
Социальный контекст Танцы
Реконструкция танцев Реконструкция шагов Музыка
Ссылки
Список использованной литературы

Введение к оглавлению

В этой работе мы рассмотрим группу танцев, известных как Старые Танцы (Old Measures), которые исполнялись и преподавались в Англии со времен Елизаветы I до эпохи Карла II. Мы рассмотрим их роль в жизни Судебных Иннов (Inns of Court)[1] в Лондоне, чтобы помочь вам лучше понять и сами танцы, и социальную обстановку, в которой они существовали. Сохранившиеся манускрипты этого периода дают нам информацию о танцах в рамках культуры жизни и быта господ высшего сословия, в среде, которую определяла традиция. Судя по этим источникам, английское дворянство было знакомо с такими танцами, как бранли и гальярды, описанными во французских и итальянских манускриптах той эпохи, что подтверждает широкое распространение этих танцев. И, что более интересно, они содержат детальное описание группы из восьми старинных английских танцев, которые исполнялись в течение более чем 100 лет.

Об источниках к оглавлению

Cуществует ряд сохранившихся до наших дней источников по Судебным Иннам. Они описывают все аспекты жизни их обитателей и предоставляют изрядное количество сведений о социальном контексте, в рамках которого исполнялись танцы. Мы обратимся к ним, чтобы понять место танца в культуре того времени. Хотя в них есть несколько отсылок к названиям танцев, большая часть источников не содержит никакой информации о том, как эти танцы исполнялись [2]. Мы не приводим никакой специфической информации об этих источниках, но в скобках после их упоминания дадим ссылки на них, чтобы читатель имел возможность изучить их самостоятельно.

В основном интерес для нас представляют сохранившиеся семь манускриптов [3], включающие в себя описания Старых Танцев [4]. Эти манускрипты не являются официальными трудами, похожими на учебники танцев современных им хореографов, таких как Карозо, Негри и Арбо. Они не содержат описаний шагов, танцевального этикета или других деталей. Нет, это просто записи, найденные в личных документах людей, связанных с Иннами, и содержащие краткие перечисления шагов, составляющих каждый танец. Большая их часть напоминает «шпаргалки», записанные для облегчения запоминания танца, который учит автор.

Манускрипты [5] к оглавлению

 

  1. Oxford, Bodleian Library, MS Rawlinson Poet. 108, листы 10r — 11r [6]. Описание 15 танцев, семь или, возможно, восемь [7] из которых будут известны как Старые Танцы. Эти танцы приведены в своем обычном порядке следования, но перемежаются другими 8-ю танцами [8]. Описания танцев приведены на страницах личной записной книжки, содержащей любовные стихотворения, песни, копии речей и зарисовки. Листы 45-64 подшиты в стопки, которые выглядят как оглавление к медицинской книге с записями вроде «Bone ache 72, 156» и «To make a man slepe». Эта книга принадлежала Элинер Гантер (Eliner Gunter) и/или Эдуарду Гантеру (Edward Gunter) [9]. Эдуард был принят в Линкольнс Инн в феврале 1663 г.; книга датируется примерно 1670 г.

  2. Somerset Records Office (SRO), DD/WO 55/7, item 36 [10]. Список, озаглавленный «The olde Measures» и подписанный «1594 John Willoughbye» включает описание всех восьми Старых Танцев и завершается упоминанием Гальярды. Перечень танцев записан на бумаге, сложенной вдвое и хранящейся в папке из 60 отдельных листов (писем, списков продуктов и других записок, касающихся домашней жизни) в коллекции Тревильян (Trevelyan). Джон Уиллогби (John Willoughbye), которому было 23 года на момент составления списка, всю жизнь прожил в Девоне. Уиллогби, конечно, имел личные и юридические связи с Судебными Иннами [11]; однако то, что он знал эти танцы, может указывать на их исполнение вдали от Иннов, возможно, в обстановке загородного дома.

  3. London, British Library, MS Harleian 367 (HA), folios 178 — 179 [12]. Неподписанный список танцев неизвестного автора, состоящий только из описаний восьми Старых Танцев и не содержащий другой информации. Описание Черной алеманды (Black Alman) записано не той рукой, которой записаны все остальные танцы. Эти два листа (каждый форматом 8 на 12 дюймов) обнаружены в коллекции разнообразных записей, оставленных антикваром Дж. Стувом (J. Stowe) (ум. в 1605 г.) и другими в период с 1575 по 1625 гг. Описания танцев составлены рукой, которой не были записаны больше никакие другие заметки в коллекции и не имеют заметной связи с остальными документами.

  4. Oxford, Bodleian Library, MS Douce 280 (DO), folio 66 av — 66 bv [13]. Лист, озаглавленный «Практика танца» («Practise for Dauncinge»), начинается с восьми танцев под общим названием «Старые танцы» («The ould Measures»). Он также включает 13 других танцев, которые могут представлять светские праздненства. Наличие таких танцев, как испанская павана (The Spanish Pavin), французская вольта (The French Levolto) и французские бранли (French Brawles) означает близкое знакомство автора с современными ему европейскими танцами [14]. Описанные танцы — часть плана, разработанного в 1607 г. для воспитания будущего сына. График обучения 7-10-летнего ребенка включал в себя также изучение музыки, греческого и латинского языков. Этот план появился в коллекции записей, эссе и переводов Джона Рамсея (John Ramsey). Рамсей был принят в Миддл Темпл 23 марта 1605/6 года в возрасте 26 лет.

  5. Oxford, Bodleian Library, MS Rawlinson D. 864 (RD), folio 199 r — 199 v [15]. Лист содержит «список старых танцев» («copye of the oulde measures»), написанный Элиасом Эшмоле (Elias Ashmole) в детстве. Включает в себя описание первых семи Старых Танцев, заголовок от Черной Алеманды и заметку: «Роланд Осборн (Rowland Osborne) научил меня танцевать эти танцы». Возможно, это классная работа, сделанная в время обучения танцам; она включает детские каракули на полях и пропуски на страницах. Записи можно датировать примерно 1630-1633 гг. Еще два танца приведены на листах 203 r — 204 r. Первый никак не озаглавлен, второй подписан «первая куранта» («the first Coranto»); к каждому есть сопровождающая диаграмма, которая, видимо, объясняет схему движений в пространстве [16]. Эти описания сделаны другой рукой, и, вероятно, позднее. Все они относятся к разным заметкам Элиаса Эшмоле, родившегося в 1617 г. и принятого в Миддл Темпл в 1657 г.

  6. London, Inner Temple Records, «Revels, Foundlings, and Unclassified, Miscellanea, Undated, &c.» (IT) vol. 27, folios 3 r — 6 v [17]. Список «Танцы, какими они исполняются в Иннер Темпл Холл» («The Measures as they are Danced in the Inner Temple Hall»), включающий описания восьми Старых Танцев. Он также включает упоминание о Sinke a pace (один из вариантов написание итальянского cinque passi — чинквипасси (прим. пер.)) и описание танца Аргулиус (Argulius Measure )[18] «надлежащий к исполнению примерно в середине между остальными танцами». Листы 5 и 6 включают краткое описание церемоний, сопровождавших танцы во время празднований. Текст содержит исправления, дополнения и вычеркивания, что указывает на многократное его использование в разных ситуациях. Эти указания (около 1640-1675 гг.) были записаны и подписаны Батлером Баггинсом (Butler Buggins), который был принят в Иннер Темпл в 1634 и назначен распорядителем на празднованиях в 1672-1675 гг. Листы подшиты вместе с разными другими документами из Иннер Темпл и никак с ними не связаны.

  7. London, Royal College of Music, MS 1119, folios 1 r — 2 v [19]. Листы 1 r, 1 v, и 2 v [RCM1] включают описание Старых Танцев лондонского Иннер Темпла, в том виде, в котором они появились и преподавались танцмейстером Робертом Холеманом (Robert Holeman) до 1640 г. и исполнялись с тех пор в Иннер Темпл Холле. Описан каждый из восьми Старых Танцев; над каждым описанием начерчен нотный стан, но сама мелодия не записана. Записи подписаны Баттлером Баггинсом (Butler Buggins), и, вероятно, им и сделаны, хотя почерк местами отличается от того, которым был написан указанный выше манускрипт. Лист 2 r [RCM2] написан слегка отличающимся почерком на бумаге с водяными знаками, отличающимися от знаков на других листах [20]. Он включает короткое описание церемониала и описания Квадратной паваны (Quadrian pavin), танца Эсскеса (Essex Measure) и Черной Алеманды (Black Almain). Музыка для пяти танцев (домашний танец (The House Measure), квадратная павана, танец Эсскеса, Черная алеманда и Аргулиус (Argulius)) приведена на листах 23-24. Лист RCM 1119 главным образом является коллекцией записанных песен.

Социальный контекст к оглавлению

Судебные Инны — это четыре комплекса зданий (Грейс Инн (Gray's Inn), Линкольнс Инн (Lincoln's Inn), Миддл Темпл (Middle Temple) и Иннер Темпл (Inner Temple)), в которых жили, учились и вершили суд английские адвокаты. В 1574 году количество членов Судебных Иннов составляло 769 человек, к концу 16 века их число выросло до 1040 [21].

Джерард Лех (Gerard Legh) в 1562 году, описал Инны следующим образом: «Место, отмеченное наиболее выдающимися личностями, где собраны джентльмены со всего государства для того, чтобы учиться управлять, и подчиняться законам, и расплачиваться своей верностью со своими правителями и государством, а также упражнять тело и ум, чтобы приобрести навыки разговора, манер поведения, мимики и уменя одеваться, которые служат украшению облика джентльмена. Дружеские отношения приобретались и продолжались благодаря тому, что джентльмены всей страны в их молодые годы взращивались вместе в таком привлекательном обществе, с ежедневным обменом мнениями, соединенные непрекращающимся знакомством в таком единстве суждений и манер, как никогда более после разъединения, и не было ничего более полезного для благосостояния общества» [22].

Изучение юриспруденции к оглавлению

Молодые люди со всей Англии съезжались в Инны для изучения юриспруденции. Там не было профессиональных преподавателей, старшие барристеры были квалифицированными, действующими юристами, которые использовали свои комнаты как юридические конторы, и в чьи обязанности включалось обучение младших членов Иннов. Студенты также посещали слушания в Парламенте и участвовали в учебных судебных разбирательствах и обсуждении правовых вопросов в школе подготовки барристеров (прениях).

Хотя документы показывают, что некоторые состоятельные торговцы были вполне способны отправить своих сыновей в Инны, большинство студентов были сыновьями землевладельцев. Средний возраст для приема составлял 17 лет и 70% членов было в возрасте между 17 и 30 годами. Около половины студентов предварительно посещали университеты Оксфорда или Кембриджа [23]. Студенты начинали свою деятельность в качестве младших барристеров. Через 7 лет они могли быть квалифицированы как старшие барристеры или получить статус члена коллегии адвокатов. Старейшины школ подготовки барристеров или руководящие члены Иннов выбирались из старших барристеров. Преподаватели, которые читали лекции в перерывах между судебными сессиями, также избирались из старших барристеров.

Большинство джентльменов, которые посещали Инны, несомненно, не намеревались заниматься юриспруденцией. В течение последних 30 лет XVI века только 15% студентов занимались учебой достаточно долго, чтобы быть принятыми в коллегию адвокатов[24]. Для остальных, как указывает Джерард Лех, Инны были своего рода «благородным пансионом». Они были тем местом для аристократов, где они могли встречаться и общаться с пэрами со всей страны, и, пользуясь преимуществом нахождения в Лондоне, приобретать некоторые знания в разнообразных полезных предметах [25].

Значение танцев к оглавлению

В среде образованных джентльменов из высшего общества, знание танцев рассматривалось как важное умение, поэтому танцы изучались наравне с юриспруденцией. Примерно в 1470 году, член Линкольнс Инн описывал достоинства обучения в Судебных Иннах следующим образом: «помимо изучения законов, это был университет или школа всех похвальных качеств необходимых для знатного человека. Изучали пение, учили и практиковались в танцах и других забавах аристократов, к которым они привыкли, воспитываясь в Кингс Хаус» [26]. В течение Рождественских праздников 1584 года членам Линкольнс Инн было предписано «вести себя обходительно, держаться на виду и показывать уменье так же вести танец в мирное время, как маршировать на войне» [27]. В 1631 году старейшина Миддл Темпл постановил: «Мезуры были традиционно исполняемы; не научиться танцевать, особенно мезуры, должно считаться позором для любого члена Судебных Иннов» [28]. В 1666 году сэр Уильям Дагдейл (William Dugdale) писал: «Эти танцевальные упражнения были не просто разрешены; но считались чрезвычайно необходимыми (по-видимому) и очень способствовали большему соответствию джентльменов их Книгам» [29].

Изучение танцев к оглавлению

Тем не менее, в самих Судебных Иннах не преподавалось ничего кроме юриспруденции. Члены Иннов, которые хотели научиться фехтованию, музыке и танцу посещали специальные академии или нанимали частных преподавателей [30].

Доказательства этому могут быть найдены в свидетельствах того времени. Джон Петре (John Petre) присоединился к танцевальной школе Карранса (Currance's dancing school) в апреле 1568 года, во время третьего семестра обучения в Миддл Темпл, а также купил кинжалы и рапиры. В 1586 году, Джордж Мэннерс (George Manners) писал, будучи в Иннер Темпл: «Я упражняюсь, занимаясь в танцевальной школе, играя в теннис, бегая, прыгая и совершая прочие подобные упражнения на спортивной площадке». Уильям Фитцвильям (William Fitzwilliam), зачисленный в Грейс Инн в 1594 г., платил 20 шиллингов в месяц Роуланду (Rowland), лондонскому учителю танцев. Такие же деньги он платил за месячный стол. Он также учился фехтованию и пению. В 1620 г. другой член Миддл Темпл платил всего 6 шиллингов в месяц за уроки виолы, но только на пребывание и получение наставлений в школе танца он тратил 15 шиллингов. Симонд Д'эвэ (Simonds D'Ewes) был принят и в школу фехтования, и в школу танцев. Джон Хатченсон (John Hutchinson) из Линкольнс Инн нанимал учителей танцев, фехтования и музыки. В 1635 году, Джон Грин (John Green) из Линкольнс Инн отметил, что он и трое его коллег посещали танцевальную школу [31].

В это время в Лондоне преподавало столько профессиональных учителей танцев, что в 1560-х гг. главы городского управления почувствовали необходимость ограничить их число, и приказали нескольким прекратить свое преподавание. В 1574 году Корона даровала троим учителям танцев монополию в пределах Лондона. Вард (Ward, 1993) в своей статье подробно обсуждает этих троих преподавателей. В манускриптах называны имена еще двух танцевальных мастеров, Роберта Холмана (Robert Holeman, RCM) и Роуланда Осборна (Rowland Osborne, RD).

Вечеринки в Иннах к оглавлению

Члены Иннов имели возможность попрактиковаться в танце на вечеринках, проходивших зимой. В течение этого периода (между 31 октября, Днем Всех Святых и 2 февраля — Candlemas), было обычным устраивать вечеринки с танцами, играми в кости, игрой в общественном холле каждую пятницу. Согласно Прину (Prynne), веселье продолжалось до полуночи и иногда до четырех утра [32].

Очевидно, что танцы не были единственным видом досуга на этих вечеринках. В январе 1661, «в соответствии с традицией, Его Величество открывал торжества этой ночью, играя в кости в отдельной комнатке, где для этого был установлен специальный стол, и потерял в игре 100 фунтов (за год до этого он выиграл 1500 фунтов). Дамы также принимали горячее участие в игре. Мне жаль, что столь много внимания при дворе, который должен быть образцом добродетели для остального королевства, уделялось такой незначительной традиции, как игра» [33].

Сохранившиеся документы описывают веселье и великолепие самого крупного праздника — рождественской вечеринки. Наиболее полно описано Рождественский праздник в Грейс Инн в 1594 году; он проходил после перерыва продолжительностью в несколько лет, когда рождественские вечеринки не проводились из-за эпидемии чумы. Потешный король был выбран 12-го декабря, он выбрал себе королевский двор, который был при нем весь сезон. В первый Вечер Его Величество (Потешный Король) приказал Хозяину Вечеринки проводить время в танцах, поэтому его придворные и слуги, очень изящно расставленные, в 30-ти парах танцевали Старые Танцы, затем гальярды и другие танцы, празднуя до поздней ночи. Остальные вечера были наполнены маскарадами, новыми танцами, пирами и весельем. Средства на все это собирали постоянные члены Грейс Инн и их друзья. Текст документа расписывает имена 90 участников, расписывает партии для 40 оставшихся с многочисленными дополнениями. В соответствии с приказом или собственным желанием участие в празднике принимал почти каждый член Иннов [34].

В течение Рождественского сезона зимы 1635-го Джон Грин из Линкольнс Инн [35] описывал веселье в своем дневнике. 31-го октября, в канун Дня всех Святых: «у нас горел камин в зале, мы то играли, то танцевали. У нас была музыка, и веселье, и утеха, и танцы». 1-го ноября, в День всех Святых: «был торжественный вечер. Для утехи пели песни и танцевали». В субботу, 7-го ноября: «У нас были празднества». В субботу, 21-го ноября, автор вновь был свидетелем вечеринок. В субботу, 4-го декабря, «после ужина были веселье и развлечения, а мистер Чамбер и 4 пары танцевали танец».

Танец: пожелание или дань традиции? к оглавлению

Некоторые отсылки к танцам в манускриптах указывают, казалось бы, на то, что танцы были довольно популярны и многим нравились. В Миддл Темпл на Рождество 1628 года «начали танцевать с Мезур, затем танцевали Брауты (Brautes), затем хозяин занял свое место и празднующие демонстрировали себя, танцуя гальярды, коранто, французские танцы и контрдансы до поздней ночи» [36]. И в то же время почти вовсе нет ссылок на то, что танцы были обязательны и что те, кто не желал танцевать, могли быть наказаны.

В записях Майкольма (Michaelmas term) говорится, что приказ 21 Генриха VIII (1530 г.) предписывает всем посетителям Грейс Инн, «которые должны присутствовать по субботам на ужине, либо на пирах в Дни Всех Святых и праздник Введения Иисуса во Храм, либо должны присутствовать в любой другой день на обеде или ужине, если в этот день проходит вечеринка, не покидать зала до окончания празднества под страхом штрафа в размере 12-ти гиней» [37].

В 1610 году «помощники адвокатов были в наказание изгнаны из Палаты Общин в наказание за то, что вся адвокатура нарушила указ и не танцевала в день Введения Иисуса во Храм в присутствии, в соответствии с древним законом судей: таким образом, если бы проступок повторился, они были бы оштрафованы или лишены права адвокатской практики» [38].

Вард (Ward, 1993) утверждает, что Старые Танцы были ритуальными танцами, в которых должны был участвовать все члены организации, а более поздние вечеринки были для тех, кому нравились танцы для собственного удовольствия и для тех, кто умел танцевать.

Женщины в Иннах к оглавлению

Все члены Иннов были мужского пола [39], и Прест (Prest) в 1972 году утверждал, что «формальные торжественные танцы исполняли по кругу одни мужчины» [40]. Он подкрепляет это утверждение следующей цитатой: в 1631 году старший юрист Миддл Темпл жалуется, что «молодой джентльмен, не знавший старинных и привычных обычаев», развлекал на вечере леди без угрызений совести [41]. Тем не менее, похоже на то, что он неправильно понял источники, или сделал какие-то неправильные выводы, поскольку многочисленные первичные источники ясно показывают, что дамы участвовали в танцевальных вечерах [42].

На Рождественском празднике 1594 года «Потешный Король встал со своего места и воспользовался благоприятной возможностью; он пригласил леди на танец, так же поступили Лорд-Консул, придворные и знать, сопровождавшие Короля» [43]. На вечерах в 1651 году «присутствовали многие леди и благородные персоны» [44]. В 1682 году в записях Грейс Инн отмечено, что приглашены были «Король и Королева, герцог и герцогиня», которые танцевали в зале и после развлекались на прекрасном пиру [45].

В записях танцев несколько источников ясно показывают, что танцы танцевали с партнерами женского пола. Самые ранние из этих источников это Коранто в Rawlinson Poet. 108, где указывается: «честь да воздаст каждый человек своей даме» [46]. В Douce 280 особенно отмечено присутствие дам в танцах Черная Алеманда, Гальярда Роберто, Гальярда Бодкина, французская вольта и Спаньолетта. В записях Иннер Темпл, том 27, в Тинтернель, Черной Алеманде и мезуре Аргуилиуса упоминаются дамы, и в RCM дамы упомянуты в Тинтернель, а также в Черной Алеманде. Разумным кажется отметить, что в других танцах, где пол партнера не отмечался особо, также участвовали дамы. Нет никаких точных указаний на то, что джентльмены танцуют с партнерами мужского пола.

Танцы к оглавлению

В манускриптах «Inns of Court» описаны многие виды танцев. Основной интерес в них представляет группа танцев, которые, по-видимому, были известны под названием Old measures (Старые Танцы) [47]. Четыре манускрипта (SRO, HA, RD и RCM) включают только эти восемь танцев. RP описывает восемь других танцев, в DO дополнительно присутствуют еще тринадцать, и в IT включено два дополнительных танца.

Old measures к оглавлению

Каждый из семи источников начинается с восьми танцев, расположенных всегда в определенном порядке: Квадратной паваны (The Quadran Pavan) [48], Туркелона (Turkelone), танца графа Эсскеса (The Earl of Essex Measure), Тинтернель (Tinternell), Старой алеманды (The Old Alman), Королевской алеманды (The Queens Alman), алеманды леди Сесиль (Madam Sosilia Alman) и Черной алеманды (Black Alman) [49].

Эта хореографическая сюита из восьми танцев необычна и интересна по нескольким причинам: совпадающий порядок появления танцев, устойчивость хореографии в течение периода свыше 100 лет [50], и тот факт, что этот порядок показывает возрастающую сложность танцев. Первые три танца очень просты и содержат только одинарные и двойные шаги в различных направлениях. В танцы с четвертого по шестой добавляются двойные шаги с поворотом, взятие за руки, смена мест и расход. В алеманде леди Сесиль (номер семь) добавляются одинарные шаги друг к другу (сеты), смена мест, поклон и объятие. Черная алеманда, наиболее длинная и сложная из танцев, добавляет в репертуар скользящие шаги, а также изменение направления движения кавалером и дамой во время исполнения сетов [51].

Как сказано выше, эти танцевальные источники не являются официальными трактатами, скорее это памятки, очевидно, написанные авторами для помощи в запоминании танцев, которые они изучали. Хотя возможно, что танцы изучались в неформальной обстановке, но это менее вероятно, чем гипотеза о том, что это записки с официальных уроков танцев. Это может объяснить устойчивость описаний в течение такого длительного периода времени. Данный вывод также поддерживается тем фактом, что танцы всегда демонстрировались в порядке возрастающей сложности, так, как будто они являются курсом танцев с навыками, которые наслаивались друг на друга от танца к танцу. В работе Варда (Ward, 1993) включен детальный анализ этого вопроса, подтвержденный информацией относительно профессиональных учителей танцев Лондона того времени.

Алеманды и мезуры к оглавлению

Среди Старых Танцев один именуется Pavan (Павана), другой называется Measure (Мезура, или просто «танец»), четыре называются Almans (Алеманды) и две не определены явно. Некоторые современные ученые [52] исследовали вопрос о разнице между алемандами и мезурами в тот период. Уилсон (Wilson) считает, что мезура — это любой танец с сетовой последовательностью шагов, выполненных под мелодию для сетов. Пуглиез (Pugliese) и Casazza (Касацца) утверждают, что мезура — это общий термин, относящийся к классу танцев (который включает и алеманды), подтверждая это суждение тем фактом, что RD, IT и RCM описываются именно как сборники мезур. RD после описания восьми танцев заканчивается словами: «Роланд Осборн научил меня танцевать эти мезуры», что означает: все восемь танцев, включая Квадратную павану (The Quadran pavan), считались мезурами. Тем не менее, очевидно, что мезуры не включали в себя все виды танцев, так как и в IT и в RCM написано: «после всех мезур перестать держаться за руки и танцевать The Sinke a pace».

Мы согласимся с умозаключением Варда (Ward, 1993). Он утверждает, что «мезура» появляется (до 1560) как наименование хореографического принципа, основанного на беспрыжковых (basse dance) сюитах, что объясняет происхождение алеманд и паван. Около 1570 г. наименование мезура вытеснило алеманды и паваны и она была признана как самостоятельный жанр. Мезура сохранилась в качестве характерной особенности английского танца.

Мы предполагаем, что все Старые Танцы были схожи по технике исполнения и что шаги алеманды, описанные далее, свойственны каждому из них. Единственным исключением является Квадратная павана, которая соответствует типичной фигуре паваны, состоящей из сета шагов — одинарный-одинарный-двойной. По-видимому, она исполнялась как павана в манере Арбо.

Другие танцевальные формы к оглавлению

Манускрипты также содержат упоминания танцев, легко узнаваемых в других, современных им, источниках Европы. Широкая распространенность знания этих танцев обозначена в некоторых эпизодических записях в манускриптах, представленных некоторыми советами, которые указывают, что после мезуры следовали «гальярды, куранты, бранли и так далее» [53]. Некоторая специфическая информация может быть найдена в шести первых манускриптах, которые включают нечеткую хореографию ряда танцевальных стилей, но мало детализируют, как эти танцы исполнялись.

French Brawles (видимо, французские бранли — прим. пер.) появились в DO, где они описываются следующим образом: «возьмитесь за руки, идите по кругу налево, опять по кругу направо, два скользящих шага подряд, потом три шага налево, еще три направо, все тоже самое снова».

Гальярды появились в DO, IT и RCM. В них нет подробностей о шагах кроме следующего описания гальярды в DO: «один, два, три, четыре и пять». Тем не менее, в них указывается, что гальярда обычно исполнялась после Старых Танцев, а также, что танцоры двигаются по периметру комнаты, пока не вернутся на свое изначальное место для завершения танца.

Описания танцев The Caranto dyspayne в RP и The Temple Corantо в DO включают некоторую информацию о хореографическом рисунке, но ничего не сообщают о шагах курант.

Недостаток подробностей об этих танцах показывает, что авторы записок верили в то, что эти танцы могут быть изучены только на практике. В DO написано, что The Spanish Pavan «должна быть выучена с помощью практики и демонстрации» и Баггинс (Buggins) писал в IT: «Это становится ясно во время показа, и с музыкой может быть легко постигнуто и исполнено».

Контрдансы к оглавлению

Несмотря на то, что контрдансы не упоминаются в семи манускриптах, обсуждаемых здесь, есть упоминания о них в других источниках из Иннов. Документы от 1628, 1662 и 1733 годов упоминают о завершении танцевального вечера контрдансами [54]. Описания четырех контрдансов могут быть найдены в «Lawyer's memorandum book» 1648 г. [55]. Хотя танцы и не названы, но один может быть сравнен с Hunsdon House, найденным в третьем издании Плейфорда; другой с Spring Garden, тоже из третьего издания; и еще один — с Lulle me beyond thee, из первого издания Плейфорда. Плейфорд также посвятил свое первое издание «джентльменам из Судебных Иннов» и включил в него ряд танцев, в качестве источника которых указаны Инны (например, Graies Inn Maske (1651), The Temple (1701) и Lincoln's Inn (1703)).

Вард (Ward, 1993) сделал вывод, что контрдансы есть «всего лишь мезура, но под другим именем». И подтвердил его, отметив схожесть терминологии между танцами (только расширенной для описания ансамбля фигур круговых (round) и линейных (longways) сетов), одинаковость формирующего принципа мезуры, а также практику сочетать каждый танец с единственной подходящей мелодией.

Части публикации: 1 | 2 | Следующая