Итальянское танцевальное искусство при дворе Габсбургов. «Tractatus de arte saltandi» Еванджелиста Папаццоне (ок. 1573–1575)

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 12.09.2012 
(последнее обновление: 14.09.2016)

Автор: Motnik Marko
Статья опубликована: в сборнике «All’Ungaresca-Al Español». Die Vielfalt der europäischen Tanzkultur 1420–1820. 3. Rothenfelser Tanzsymposion vom 6.-10. Juni 2012. Tagungsband
Перевод: Сафронова Юлия

Как старший сын императора Максимилиана II эрцгерцог Рудольф был назначен престолонаследником. После того, как он провел свою раннюю юность при дворе своего отца в Вене и Праге, он был отправлен вместе со своим младшим братом эрцгерцогом Эрнстом в 1563 году ко двору своего дяди Филиппа II Испанского. Эта мера была предпринята родственниками династии, чтобы оградить детей от религиозного свободомыслия их отца и подготовить там обоих эрцгерцогов к их будущим обязанностям государственных мужей в строгой католической вере.

В 1571 году по случаю свадьбы своего младшего брата эрцгерцога Карла Австрийского и Марии Баварской Максимилиан II решил вернуть сыновей из Испании в Вену. Путь обоих принцев, сопровождаемых дядей доном Хуаном Австрийским, пролегал через Италию, где в Генуе на праздничном обеде они имели случай восхищаться одним из известнейших танцмейстеров эпохи — Чезаре Негри. Последний зафиксировал не без гордости в своей созданной тремя десятилетиями спустя книге танцев «Gratie d’Amore» в 1602 году:

26 июля 1571 его высочество дон Джованни Австрийский с двумя принцами, Рудольфом, нынешним императором, и его братом Эрнстом, на 42 галерах и 2 больших кораблях прибыли в порт Генуи. Они ехали от двора короля Филиппа II. 29 того же месяца его превосходительство синьор Джованни Андреа Дориа дал в Генуе банкет на 25 дам из благородного общества города. Все были одеты в белый атлас с горностаем и украшены прекраснейшими драгоценностями.

Было сервировано восемнадцать блюд. Затем праздновался грандиозный праздник, на котором его высочество Джиованни Австрийский и оба принца появились в масках. С ними прибыли князья Флоренции, Урбино и Пармы и множество итальянских и испанских кавалеров. По этому случаю я также присутствовал и танцевал перед всеми князьями и был ими почтен за мои заслуги.

Свадьба эрцгерцога Карла Австрийского и Марии Баварской была отпразднована по прибытии в Вену между 24 августа и 3 сентября 1571 года. Оформление и организацию которой взял на себя известный художник Джузеппе Арчимбольдо. Празднование было описано во многих записках современников. К этому случаю относится также бал, который был дан после состоявшейся в августинской церкви церемонии венчания в воскресенье 27 августа. Этот бал описан присутствовавшим папским нунцием Дельфино следующим образом:

Ужин был очень обильный и длился три полных часа. При этом исполнялась музыка, и все вплоть до императора ели без головных уборов. После ужина его величество и его придворные пошли танцевать в деревянный салон, который казался очень вместительным и был убран картинами и шелками. Присутствовали уже упомянутые принцессы и около 200 богато одетых дам, которые в то же время обедали во дворце. Первыми, кто начал танцы, были жених и невеста, два князя из Баварии несли во время танца перед ними горящие факелы. Затем его величество танцевал с невестой, при этом факелы во время танца несли эрцгерцоги, затем присоединились другие имперские князья и праздник продолжался до 11 часов. Сегодня в первой половине дня эрцгерцог Фердинанд, баварские князья, католический посол и выше названные комиссары преподнесли невесте геммы и украшения, чьи качество и цена до сих пор неизвестны. Завтра венецианский посол вручит свои шкатулку из стекла и золотую оправу.

Сообщается, что танцы в определенных местах прерывались. Занавес в зале раскрывался, одна лестница была использована для танцевального шествия, и пары, предводительствуемые юными эрцгерцогами Рудольфом и Эрнстом, спустились вниз с факелами в руках, чтобы исполнить песню. Спустившиеся из-за подобия занавеса пары символизировали небесные светила, которые должны были присоединиться к радостному действу, среди прочего с такими стихами:

Нимфы, родители, юные дамы,
Которые хотят обратить людей
В богов на небесах,
Чтобы их собрание могло взлететь.
Почему, о звезды, вы медлите
Оставить небесные поля
И вместе с героями
Повести праздничный хоровод
[...]
Вы должны объединиться в блеске,
Топать танцующими ступнями
И украсить этот хоровод,
Который полон безоблачного веселья.

Пройдя танцевальным шествием, эрцгерцог Рудольф пригласил невесту на танец. После того как были преподнесены дорогие подарки, праздник продолжался до 5 часов утра. В следующий вторник 29 августа на улице праздновался аллегорический праздник с пантомимой и маскарадом, во время которого в долине состоялся турнир (Ringelrenner). Была представлена битва между Европой и другими континентами, в которой в качестве актеров были задействованы члены придворного общества. Празднование было продолжено в следующие дни и сопровождалось дальнейшими балами, банкетами, а также театральными представлениями.

Вместе с этим современным описанием представлены те немногие изображения праздников в окружении габсбургского двора во второй половине XVI века, в которых также содержатся сведения о действительно исполнявшихся танцах. Если мы обходимся и без того отрывочными сведениями о праздничной культуре при дворе Максимилиана в Вене, то источники о прошедших при дворе Рудольфа в Праге празднествах иссякают едва ли не полностью. Разумеется, поводов для праздников было достаточно: коронация Рудольфа в качестве правителя Венгрии (1572) и Богемии (1575), а также Королем Римским были лишь самыми выдающимися среди них. Но источники ничего не говорят о данных по этому поводу танцевальных представлениях и балах. То, что Рудольф получил отличное образование в танцах, в других рыцарских добродетелях, также как в прекрасных искусствах, можно предположить как нечто само собой разумеющееся. Это доказывают не только два упомянутых выступления в Генуе и Вене в 1571 году, но и многократно засвидетельствованные познания и пристрастия Рудольфа в искусстве. От таинственной атмосферы его двора исходит определенное очарование, тем не менее, о тамошних официальных или полуофициальных балах, банкетах и других праздниках совершенно ничего не известно. Потому нет ничего удивительного, что до недавнего времени в научных кругах существовала точка зрения, что итальянский танцевальный стиль чинквеченто впервые достиг габсбургской резиденции в XVII веке благодаря принцессе Элеоноре Гонзага (1598–1655), второй жене императора Фердинанда II. После ее приезда из Мантуи в 1622 году действительно можно констатировать исключительный подъем при габсбургском дворе танцевального искусства, носящего отпечаток итальянского стиля, и праздничной культуры, однако начало этого культурного трансфера простирается на много десятилетий назад, что возможно доказать с одной стороны существованием уже обнаруженного ранее в придворном окружении танцмейстера из Италии и, с другой стороны, на основании найденного источника из Австрийской национальной библиотеки.

В местном собрании рукописей и старопечатных книг находится рукопись о танцах, которая до сих пор не привлекала внимания исследователей. Речь идет о манускрипте на итальянском языке, который несомненно был составлен Евангелиста Папаццоне (Evengelista Papazzone). Благодаря этому источнику танцевальное искусство в окружении габсбургского двора предстает в новом свете.

Господство итальянских танцмейстеров при дворе Габсбургов начинается вопреки широко распространенному мнению не с часто называемой деятельности Карло Беккария (Carlo Beccaria) из Майланда. Хотя его знаменитый учитель Чезаре Негри в начале созданного им в 1602 году танцевального трактата «Le gratie d’Amore» называет его среди своих учеников и утверждает, что Беккариа прибыл ко двору Рудольфа II, где он наставлял в танцах и вольтижировке своих последователей и господ придворным герцога Эрнста, нужно учесть, что это имя до сих пор не обнаружено среди списков придворных служителей.

Не говоря уже о том, что документы никоим образом не представлены без пробелов, речь определенно может идти только лишь о коротком и не отмеченном в источниках пребывании Беккариа при дворе. Можно, конечно, выдвинуть смелое предположение и поставить под сомнение указание Негри: возможно, имя Кало Беккариа было псевдонимом, или он спутал его с Евангелиста Папаццоне. Указание Негри на этого танцмейстера соответствует действительности, тем более что Папаццоне действительно был принят на службу при дворе эрцгерцога и мог, как составитель танцевального трактата, согласно содержанию, быть перечислен среди учеников Негри. Для разрешения этой загадки, к сожалению, не предлагается никаких надежных свидетельств, и это утверждение остается спекулятивным.

Уже около 1551 г. при дворе императора Фердинанда II в Вене работал в качестве учителя танцев и фехтования для дворянских юношей Лука Бональди (Luca Bonaldi), который, судя по его имени, наверняка происходил из Италии. После смерти императора в 1564 году он был принят на службу эрцгерцога Карла и переселился с ним в Грац, где он, по всей вероятности, и умер в 1575 году. Позднее, в 1680-х гг., при дворе эрцгерцога Карла в Граце состоял следующий танцмейстер из Италии, который оставался на этой службе до 1620 г. — Амбросио Бонтемпо (Ambrosio Bontempo). Здесь в дальнейшем с 1619 г. в качестве государственного танцмейстера Штирии обнаруживается итальянец Гортензио Алефанте (Hortensio Alefante), о котором сообщается, что он принимал участие в 1625 году в коронационных торжествах Фердинанда III в Оденбурге. Также при дворе эрцгерцога Максимилиана в Инсбруке подвизался с 1579 г. итальянец Десидерио Скарамуцца (Desiderio Scaramuzza).

В документах двора Максимилиана среди прочего в 1566 и 1567 годах всплывает имя Францискуса Бональди (Franziskus Bonaldi) или Францискус Беуольдо (Franciscus Beuoldo) (также может быть прочитано как Nobaldi) в качестве танцмейстера, хотя не ясно, можно ли идентифицировать его с упомянутым Лукой Бональди или это другой человек. Согласно реестру государственного двора Максимилиана II от 1567 года Францискус Бональди должен был «наставлять наших знатных юношей в танцах», за что ему ежемесячно выплачивалось 8 гульденов. После 31 июля 1567 г. он больше не фигурирует в документах, в которых записаны придворные служители Максимилиана. В следующие годы разграфленная рубрика «учитель фехтования и танцев для благородных юношей» остается пустой.

Позднее, с 1575 года при дворе эрцгерцогов Рудольфа и Эрнста обнаруживается имя танцмейстера Евангелиста Папаццоне, который известен как составитель танцевального трактата.

О Папаццоне известно совсем немного. Некоторая интересная информация содержится в изданной в 1876 году работе «Momorie storuche della citta e dell’antico ducato della Mirandola»: составитель сообщает, к сожалению без ссылки на источник, о том, что Папаццоне умер в 1596 году в возрасте 72 лет после того как он в течение 35 лет состоял на службе у императора Рудольфа II и его отца к громадному удовольствию обоих. В Праге он оставил троих детей, которые впоследствии заключили письменный контракт с домом Мирандола. Семья, по-видимому, сама происходила из этого герцогства в Эмилия-Романья, где их имя известно с XII века. По другому, ниже цитирцемому источнику, Папаццоне происходили из расположенной неподалеку Мантуи. Согласно этому короткому сообщению семья носила в Праге дворянский титул Кластрай.

В возрасте 72 лет умер Евангелиста Папаццоне. Он был 35 лет на службе императора Рудольфа II и его отца Максимилиана, чьим огромным расположением он наслаждался. Е.П. оставил после себя в Праге троих детей, которые располагали богатством и подвластными землями (с собственной юрисдикцией). По этой причине они носили родовое имя Папаццоне ди Кластрай. Они поддерживали переписку с семьей из Мирандола, откуда они происходили.

Эта ветвь семьи к концу XVII века пресеклась.

 

Представленная здесь информация из-за недостатка источникового материала остается ни подтвержденной, ни опровергнутой. Исследования в итальянских архивах вполне вероятно могут принести дальнейшие открытия.

Согласно названным сведениям, Папаццоне явился на свет в 1524 году и начал службу при дворе около 1561 года. В реестре придворных служителей вполне определенно отмечено, что он «первого октября в лето господне 1571 он поступил на службу, получал ежемесячное жалование 8 имперских флоринов, составлявшие в год 96 флоринов». Соответственно он служил при дворе в качестве танцмейстера не 35 лет, а по меньшей мере 25 лет. В реестре придворных служителей Папаццоне упоминается с разным написанием имени Papaczan (1575 и 1589) Pogozon (1576), Pogatzan (1580), Papatzan (1584) и Pappazan (1594). Корректное написание должно выглядеть в соответствии с его собственной подписью в трактате о танцах — Papazzone. Каким путем он попал ко двору, остается невыясненным. Вероятным кажется предположение, что он изначально присоединился ко двору во время пребывания обоих юных эрцгерцогов Рудольфа и Эрнста в итальянских городах на обратном пути из Испании.

О служебных обязанностях или конкретной деятельности Папаццоне при дворе документы ничего не сообщают. Следующее известие о нем относится к октябрю 1579, когда Папаццоне, как нам известно, путешествовал на родину, чтобы урегулировать личные вопросы. Для этой цели Винченцо, князь Мантуи, просил для него у герцога Фердинанда Баварского отпуск на три месяца.

Евангелиста Папаццони прибыл из Манути и был танцмейстером императора. 25 октября 1579 князь Мантуи просил разрешения для Папацоне, поскольку он в своем городе желает уладить свои личные дела. Этот документ был опубликован мной и потом еще раз Д’Акона в его работе о театре Мантуи.

Упомянутое письмо гласит следующее:

Евангелиста Папаццони из Мантуи и королевский танцмейстер, мой господин, получил подорожную с целью отправится в Мантую и там уладить различные личные дела. Ныне отъезд задерживается из-за министра его величества. По этой причине я обращаюсь с просьбой к вашему превосходительству, разрешить отъезд Папаццони, как то приказал Его Величество. С просьбой о помощи остаюсь в Вашем распоряжении, располагайте мной в будущем. Целую руку. Князь Мантуи.

Короткое письмо приводит в некоторое замешательство: Папццоне между тем никогда не был на службе при баварском дворе, более того складывается впечатление, что герцог в это время сам был занят при императорском дворе или по меньшей мере был с ним в каких-то отношениях. Князь Мантуи лезет из кожи вон пред ним, чтобы быть посредником.

В реестрах придворных служителей Рудольфа Евангелиста Папаццоне обнаруживается до 1594 года. После его смерти или незадолго до нее его преемником становится Аскониус (Асканиус) Романелл (Ascanius Romanell). Последний, согласно реестру придворных служителей, с 1589 года служил в качестве учителя фехтования. В 1601 и 1607 годах наряду с первоначальной должностью учителя фехтования он упоминается также как танцмейстер и лютнист. О нем известно, что он в 1612 году вступил в ссору с имперским придворным казначеем Йозефом Тюрггеном, во время которой оба были вынуждены обнажить ножи или кинжалы. После Романелля 1 августа 1611 года в качестве танцмейстера упоминается некий Константинус Хёррл (Constantinus Hörrl), фамилия которого, как видим, не была итальянской.

Господство итальянских танцмейстеров при габсбургском дворе никоим образом не заканчивается этой датой. При дворе императора Маттиаса (1612–1619) также подвизались итальянцы: в 1612 году Йохан (Джованни) Линио (Giovanni Linio), 1613–1614 Армано Монио (Armano Monio), 1615–1616 Жан Рузе (Joan Rouset), вероятно родом из Франции, и наконец, в 1616–1619 Джованни Паоло из Падуи (Giovanni Paolo Padoan). Эта традиция оставалась обязательной едва ли не весь XVII век.

О деятельности этих людей не сохранилось никакой информации. Можно предположить, что они наставляли придворное общество в танцах и были ответственны за организацию балов и торжественных обедов. Евангелиста Папаццоне с его танцевальным трактатом представляет собой исключение из правила. Его книжечка танцев позволяет составить хоть какое-то представление о деятельности танцмейстеров в это время.

Рукопись о танцах, которую хранит Австрийская национальная библиотека под шифром 11095, не имеет какого-то собственного определенного названия. Латинское название «Tractatus de arte saltandi italicus praevia epistola nuncopatoria ad Rudolfum regem Hungariae postea II. Imperatorem» происходит из каталога рукописей библиотеки 1871 года. Автор назван там как Джованни Евангелиста Папаццоне, что очевидно представляется ошибкой, так как имя Джованни нигде в трактате не значится.

Рукопись в карманном формате в шестнадцатую долю листа (10×13 см) переплетена в пергамент красного цвета, листы также имеют красный обрез. На переднем форзаце слева вверху находится помета черными чернилами, относящаяся к тому времени: «Ars Saltandi». На краю видны остатки второго красного закрывающего футляра, который, однако, с течением времени был утрачен. На заднем форзаце видны справа вверху следы выцветшей старой подписи или даты «DXI» и ниже «596». Также на внутренней стороне заднего форзаца найдены цифры, написанные карандашом «596», причем предположительно речь идет об указании года. Эта надпись, однако, не указание на год создания трактата, она определенно была внесена позже, вероятно, в связи со смертью автора.

Трактат содержит 26 исписанных листов, или 51 страницу. Три листа оставлены пустыми в начале рукописи, и шесть — в конце. Тем не менее с точки зрения содержания текст является законченным. Источник сохранился в отличном состоянии. Следы использования, например загрязнение краев страниц, не определяются, что свидетельствует о том, что книга никогда усердно не использовалась.

Рукопись не датирована, кроме предположительного указания года на задней крышке, однако можно сделать предположение с помощью дарственной надписи в предисловии, что она относится к промежутку между 1572 и 1575 годами. Обращение к тому, кто впоследствии станет императором Рудольфом II, на первом листе выглядит следующим образом:

Al Sereni. Ridolfo Re
D’Vngheria, Arciduca
D’Austria &c. S.
E Padrono mio
Clrment.

Поскольку эрцгерцог Рудольф (1552–1612) в 1576 г. был коронован императором Священной Римской империи и этот важный титул не содержится в посвящении, то из этого можно сделать заключение, что надпись в любом случае была сделана до этого момента. Получатель посвящения между тем прямо назван королем Венгрии. В качестве даты, не ранее которой произошло событие, следует считать таким образом год коронации — 1572. Также Рудольф не титулуется как король Богемии, и поскольку эта коронация совершилась в 1575, то посвящение можно относительно надежно датировать промежутком между 1572 и 1575 годами. Итак, установлено, что трактат — не только редкий непосредственный источник о танцах из окружения габсбургского двора, но вообще одно из самых ранних свидетельств нового, возникшего во второй половине 16 столетия итальянского танцевального стиля. Имеющееся посвящение и тот факт, что рукопись находится в Австрийской национальной библиотеке, фундамент которой был заложен императорским книжным собранием, без сомнения свидетельствуют о том, что мы имеем дело с подарком составителя Рудольфу II.

После обращения следуют три с половиной страницы, содержащие в себе посвящение и предисловие, в которых составитель замечает, что он — после того как он поступил на службу в качестве танцмейстера — решил упорядоченно представить все необходимое о танцах в одной маленькой книге. Далее следует обстоятельная благодарность королю с обычными риторическими фразами. Посвящение подписано «Himul. еt minimo Seru Euangelista Papazzone».

За вступлением следуют четыре с половиной страницы обстоятельного описания, как кавалеру следует держать себя во время танца («l’ordine che deue tener Vn Caua. danzando con Dame»). В основании этого лежит описание открывающей паваны или пассомеццо. Наконец Паппацоне приводит 74 вариации (Mutanze& Passegi) основного шага гальярды (Cinque passi) (см. приложение). Вид этого перечисления сильно напоминает флорентийское издание «Ballo della Gagliarda» Лютио Компассо 1560 года. Возможно, что Папаццоне знал это произведение. Хотя изложения 166 «Mutanze» Компассо Папаццоне в своем обзоре не превосходит, но до некоторой степени опережает его в систематичности изложения, так как вариации шагов в большинстве случаев — другие, чем у Компассо — снабжены количеством «Botte», «Batutte» и «Tempi di gagliarda». Кажется, что присутствует и определенная дидактическая цель, как и у Компассо: сложность и комплексность вариаций непрерывно возрастает. «Mutanze» и «Passagi» удлиняются с одного до пяти «Tempi di gagliarda». Как тем не менее, как выполняется один шаг, нигде не объясняется: составитель предполагает наличие этого знания. По сути дела, названия шагов различаются по крайней мере не слишком сильно от тех, что напечатаны в итальянских танцевальных трактатах XVI — начала XVII веков. Достойно упоминания только наименование комбинаций шагов, которые находятся в последней части списка. О манере исполнения, эстетической ценности и пользе комбинаций шагов Папаццоне пока нельзя составить суждения: это предполагает сперва их реконструкцию и проверку исполнением на практике.

Император-интроверт Рудольф II не вошел в историю как ревностный покровитель шумных званых обедов и танцевальных представлений. Нам ничего не известно о роли танцев при пражском дворе, ни в смысле «репрезентации власти», ни в рамках частных встреч. Тем не менее, источники свидетельствуют о том, что Рудольф постоянно держал танцмейстера. Рукопись о танцах его придворного Евангелиста Папаццоне обнаруживается в качестве единственного источника итальянского танцевального искусство чинквеченто за пределами Италии и вообще относится к самым ранним документам, которые описывают этот новый и спорный придворный танцевальный стиль. Папаццоне представляется не прямо изобретателем прелестных «Balli» и «Baletti», как они позднее переданы руками Чецаре Негри и Фабрицио Карозо, но может быть как превосходный мастер гальярды. Этот танец, вопреки мнению современного танцевально критика Йохана Мюнстера, добрался в немецкоговорящие земли отнюдь не из Франции. Были итальянские танцмейстеры, который распространили этот виртуозный стиль севернее Альп — по крайней мер, при императорском дворе. Знание о разработке искусства «Cinque passi», которое до сих пор было известно прежде всего благодаря опубликованным танцевальным трактатам Лютио Компассо (1560), Просперо Люти (1587) и Ливио Лупи (1600), получило благодаря тексту Папаццоне впечатляющее дополнение.