Автор: Евгения Еремина-Соленикова
Статья опубликована: материалы Всероссийской научно-практической конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» (Москва, МГАХ, 04 июня 2013 г.)
Как известно, в 1700 г. Рауль-Ожер Фейе опубликовал свой труд «Хореография. или искусство описания танца», в котором изложил свою систему нотации танцев. Начиная с 1700 г. во Франции, а позже и в других странах — Англии, Германии, Италии — стали выходить многочисленные сборники, содержащие танцы, описанные в нотации Фейе. Эта система записи танца использовалась в течении всего XVIII века, хотя ближе к концу века записи с ее применением встречались все реже и реже.
Система Фейе была практически идеальным инструментом для описания танцев н.XVIII в., танцев эпохи французского благородного стиля. Поэтому в течении первой четверти XVIII в. с ее помощью было зафиксировано около четырехсот композиций. Большая часть из них изучена и каталогизирована — например, в работе Франсин Ланцелот, вышедшей еще в 1996 году. При изучении и анализе этих танцев обнаруживается интересная тенденция: подавляющее большинство из них оказываются «одноразовыми» — они были зафиксированы всего в одном сборнике, и затем канули в Лету. Немногие танцы имеют 2–3 копии. И лишь избранные публиковались (или фиксировались в манускриптах) неоднократно в течении XVIII века.
Это такие танцы как:
Автором всех танцев, кроме La Gouastalla, является Пекур (La Gouastalla создан Фейе). Все танцы опубликованы Фейе, так как именно он имел патент короля на публикацию танцев. То, что большинство танцев из этого списка принадлежит Пекуру — заслуга не только самого хореографа, но и редактора, отбиравшего танцы для своих сборников. Известно, что танцы сочиняли и другие танцмейстеры, но танцев авторства Бошама или Балона сохранилось очень мало. Интересно отметить, что все танцы были опубликованы — то есть нет ни одного танца, регулярно воспроизводившегося в XVIII веке только в манускриптах, хотя танцы из печатных сборников в манускрипты попадали.
Обращает на себя внимание датировка танцев. Из 12 чуть меньше половины — 5 танцев — было опубликовано в 1700 г. По-видимому, в этом году Фейе публиковал не только что созданные танцы, но те, что были созданы в конце XVII века, но продолжали исполняться при дворе. К примеру, можно предположить, что La Bourree d’Achille был написан в 1687 г. То есть часть танцев уже к моменту публикации прошло проверку временем.
Последние копии всех этих танцев укладываются в краткий временной период — с 1748 по 1765 год, исключением является только La Forlana, который продолжал публиковаться и переписываться вплоть до 1781 г. Очевидно, что то, что эти танцы оказались больше не востребованными, связано с реформами, проводимыми Новерром.
Самым интересным является вопрос — для чего могли использоваться танцы конца XVII — первого десятилетия XVIII века через 40–50 лет после того, как были созданы, когда мода на подобные танцы уже прошла? Ответ нам дают материалы Сухопутного Шляхетного корпуса, бывшего предшественником Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. Известно, что танцевальные классы в корпусе возглавлял Ж.-Б.Ланде, основатель Императорской Танцевальной школы. В ведомостях корпуса, в которых отмечены успехи курсантов в постижении искусства танца (а курсанты корпуса очень много времени посвящали этому искусству и ставили профессиональные балеты), названы танцы, на которых учились русские танцовщики: это менуэт, контрданс и La Bretagne [2 с.338]. По видимому, 12 танцев начала XVIII века, оказавшиеся прекрасными и интересными хореографическими композициями, в середине XVIII века рассматривали как учебные образцы, позволявшие вырабатывать у танцовщиков требуемые качества, и готовить людей к выступлениям на большой сцене. Таким образом, изучая эти танцы, мы можем познакомиться с основами методики воспитания танцовщиков, существовавшей в середине XVIII века.