Жизнь Жана Табуро (The Life of Jehan Tabourot) (пер. с англ.)

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 13.02.2007 
(последнее обновление: 19.10.2009)

Автор: Kinder Erika
Оригинал статьи: http://dancemaster.org/Research_files/arbeau_bio.pdf
Перевод: Смольнякова Екатерина, Михайлова Мария

«Танцевать — это значит прыгать, скакать, перескакивать, покачиваться, топать, подниматься на носочки, совершать ногами, руками и телом определенные ритмичные движения.»

Арбо, 1589 г.

Жан Табуро родился во Франции, в Дижоне, 17 марта 1520 г. в старой, известной в этом районе семье. Он учился в церковных школах в Париже и Пуатье и получил степень лиценциата права, после чего вернулся в родную епархию на северо-востоке Франции, где в 1542 г. получил должность казначея в регионе Лангр. Всю свою жизнь Жан Табуро работал в кафедральном соборе St. Mammes в Лангре, где он исполнял обязанности церковного судьи и главного викария. Свою книгу, «Orchesographie» он опубликовал в возрасте 69 лет в 1589 году в Лангре под именем Туано Арбо — анаграммой его реального имени. Шесть лет спустя, 29 июля 1595 года Жан Табуро умер.

 

«Орхезография» написана в форме диалога между Арбо, учителем, и Каприолем, молодым и внимательным учеником. В отличие от итальянских аналогов, этот трактат не был написан для модной светской аудитории, поэтому мы можем ожидать, что именно он даст нам самое полное представление о танцевальной культуре XVI века. Арбо не делает разницы между социальными и постановочными танцами, приводит много описаний народных танцев, а также обычаев и манер сельских жителей, любопытных подробностей о местной географии и легендах. Он также подчёркивает важную роль танца в обществе:

Каприоль:

Я с удовольствием занимаюсь фехтованием и теннисом, и это помогло мне найти друзей среди молодых джентльменов. Но, не владея искусством танца, я не смогу понравиться дамам, от которых, как мне кажется, полностью зависит репутация достойного кавалера.

Арбо:

Ты абсолютно прав, по природе своей мужчины и женщины ищут внимания друг друга, и ничто так не побуждает кавалера быть обходительным, почтительным и щедрым, как любовь. И, если ты намерен жениться, ты должен понять, что именно мягкость и изящество, проявляемые в танце, покоряют сердце дамы, ведь дамы не могут разделять удовольствие фехтования и игры в теннис, поскольку отскочивший мяч или сколовшаяся шпага могут поранить их <...> Более того, именно в танце можно проверить, крепок ли избранник телом и хорошо ли его здоровье <...> а также удостоверится, приятна ли у него фигура и не источает ли он дурной запах, подобно гниющему мясу. Вот по этим причинам, а также благодаря многим другим приятным чертам, свойственным танцу, он занимает такое важное место в любом благоустроунном обществе.

При чтении «Орхезографии» обнаруживаются и другие темы: защита танца и раздражение по отношению к кальвинистским реформаторам, которые танец порицали. В защиту танца Арбо ссылается на классическую и библейскую литературу и работы современников. Наилучшее представление об отношении Арбо к реформам дает следующая цитата:

Лучше мы будем принимать участие в веселых празднованиях свадеб и наших релизиозных обрядах, чем примкнём к этим гнусным реформаторам, которые стоят того, чтобы их кормили пирогами с козлятиной, испечёнными без сала.

Когда мы знакомимся с событиями, происходившими в течение жизни Арбо, его нетерпимость по отношению к реформаторам становится абсолютно понятной. Напротив, удивительно, что она не является более значительным предметом обсуждения в его книге.

Религиозные войны во Франции начались с резни в Васси в 1562 году, когда сорокадвухлетний Арбо служил в кафедральном соборе St. Mammes вот уже в течение 20 лет. Васси, расположенный к юго-западу от Лангра, находился в епархии Арбо, и серьезные конфликты в этом районе происходили вплоть до окончания первой войны. Резня началась, когда герцог Гиз остановился в Васси, чтобы прослушать мессу. Его слуги вступили в драку с гугенотами, которые прислуживали в стоящем неподалеку доме. Свита Гиза предала сожжению гугенотов, подожгла их церковь и убила множество прихожан. Это событие спровоцировало первую религиозную войну, которая то затухала, то разгоралась с новой силой в течение следующих 36 лет.

1589 год, когда была опубликована «Орхезография» был отмечен многими значимыми событиями. Умерла Екатерина Медичи, а 1 августа король Генрих VIII был убит католическим священником Жаком Клементом. На трон взошел Генрих Наваррский, который обратился в католичество за год до смерти Арбо, в 1594 году. Войны окончились в 1598 году с подписанием Нантского эдикта, который гарантировал гугенотам свободу вероисповедания и гражданские права.

 

---

Список использованной литературы

1. Arbeau Toinot. «Orchesography» (1589) — translated by Mary Stewart Evans — Dover Publications — New York — NY — 1967.
2. Neale J. E. «The age of Catherine de Medici» — Harper&Row — London — 1943.