Танцевальная позиция рук кавалера в XIX веке

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 19.02.2007 
(последнее обновление: 19.02.2007)

Автор: Фиалко Ольга.
Статья опубликована: в журнале «Мое королевство», №28, октябрь 2006 г.

— Полонез! — Объявляет распорядитель, и кавалеры, пригласив дам, встают в колонну. Дамы изящно придерживают юбки, или обмахиваются веерами. Кавалеры же, как правило, принимают различные удручающие позы: кто прижал свободную руку прямо «по швам», кто заложил ее за спину, а кто просто забыл про нее и она болтается в такт шагам... Знакомая картина?

Как же все-таки стоит держать руки кавалерам, исполняющим танцы XIX века? Давайте обратимся к авторитетным источникам и попробуем проанализировать причины появления популярного, но не очень изящного положения рук «за спиной».

В «Методическом руководстве» А. Д. Чистякова [1] положение рук кавалера описывается следующим образом: «руки, несколько округленные, свободно опустить вниз, давая им направление более вперед, а не назад; кисти рук округлить настолько, чтобы большой палец прикасался к указательному... » (рис. 1). Цорн на ту же тему писал, что при таком положении рук пальцы могут принимать следующее положение: большой, указательный и средний пальцы соединены и касаются середины бедра (рис. 2) [2]. При этом допустимы все три позиции, показанные на рисунке. Такое положение рук приличествует молодому человеку во время пауз в танце (между фигурами кадрили, контрданса, котильона и др.) или между танцами. Да, находясь в бальной зале следует держать себя изящно не только непосредственно во время танцев...

рис.1

рис. 2

В самом танце положение рук может варьироваться. В полонезе, в фигурных вальсах или других танцах, в которых одна из рук свободна, свободную руку можно отвести от корпуса (рис. 3). При этом важно держать руку слегка скругленной, ладонь должна продолжать линию плеча и предплечья. Руки прямые, как самолетные крылья или деревянно согнутые, руки, которыми кавалеры беспощадно размахивают, танец точно не украшают.

В польке (открытая позиция, полька по прямой) и в мазурке рука может быть уперта в бок (рис. 4, 5). Такое положение руки, видимо, следствие происхождения танца от народного (полька, мазурка, па д'Эспань, венгерка, пр.) [3]. В мазурке рука также может быть заведена за спину.

рис. 3

рис. 4

рис. 5

Откуда же взялась позиция «руки за спиной», которой пользовались мы так долго?

Судя по изображениям моды 19 века, из привычки держать шляпу и трость в руке, отведенной за спину (1858 г.) (рис. 6). Видимо, позже эта манера держать руку за спиной стала повсеместной в обыденной жизни (рис. 7, 8). Уже в изображениях 1875 года мы можем видеть знакомое нам положение рук как характерное «прогулочное» (рис. 9).

рис. 6

рис. 7

рис. 8

рис. 9

Возможно, к концу века, поддаваясь всеобщей тенденции к упрощению танца, в него просочилась и подобное «прогулочное» положение рук. Именно оно наблюдается в Гранд-Марше от SCA, которому как раз свойственна упрощенная манера танца.

Но — в 19 веке это не была общепринятая манера держать руки в танце — потому как в книге Тихомирова, изданной уже в 1901 году, не указано подобное. Следовательно, положение рук за спиной, скорее всего, стало общепринятым уже в 20-ом веке, и распространилось благодаря использованию в СБТ.

 

Список использованной литературы:

[1] Чистяков А. Д. «Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях» — 1893 — Санкт-Петербург.
[2] Zorn F. A. «Grammar of the art of dancing, theoretical and practical...» — 1901 — Boston.
[3] Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев» — 1901 — Москва.