Людовик XIV — артист

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 15.09.2006 
(последнее обновление: 04.02.2008)

Автор: Боссан Филипп
Перевод и примечания: Булычева Анна
Статья опубликована: в газете «Мариинский театр», № 11-12, 1999
Оригинал статьи: http://www.mmv.ru/sm/arth/01-03-2000_bossan.htm

Людовик впервые появляется на сцене (я недаром написал «на сцене»: речь идет не о бале, речь идет о спектакле) 26 февраля 1651 года. Ему 13 лет. Сочинение носит название «Балет Кассандры». Его дают пять вечеров подряд, в театре Пале-Рояль, где в 1637 году играли «Сида», и который станет театром Мольера перед тем, как дать приют Опере. Юный король танцует Рыцаря, затем — «Вязальщика из Пуату», что означает, что он исполняет провинциальный танец, пришедший из Пуату, быстрый, легкий, с мелкими шагами (pas menus), которые позднее дадут ему имя: менуэт. Он пока непривычен двору, но станет таким несколько лет спустя, поскольку король даровал ему, если можно так сказать, дворянские грамоты. А пока, в эйфории перемирия среди Фронды король танцует на сцене в компании Месье, своего брата (11 лет), графа де Гиша (13 лет), маркиза де Вивонна (15 лет) и более старших герцога де Меркёра (который несколько месяцев спустя женится на Лауре Манчини, племяннице кардинала Мазарини) и графа де Сент-Эньяна (который вскоре, и надолго, станет распорядителем придворных спектаклей и королевских балетов).

«Балет Кассандры», музыка которого, к несчастью, утрачена, можно, таким образом, считать «началом карьеры короля-танцора». Ибо в следующем году, и опять на сцене, Людовик танцует не меньше шести ролей подряд в «Балете празднеств Вакха»: на этот раз музыка сохранилась. Эти шесть ролей стоят того, чтобы их перечислить. Сначала Пьяный жулик, который тащит шпагу, в четвертом антре, Прорицатель в восьмом, Вакханка (пьяная?) в восемнадцатом, Ледяной человек в двадцать втором, Титан в двадцать седьмом, и, наконец, в финале, Муза. Должен ли я добавить, что после пьяных жуликов верхом на бочке появлялся Вакх в сопровождении трех девушек (одной из которых был Месье-травести) и трех сумасшедших амуров? Что чуть позже публика увидела танец четырех кормилиц, с герцогом де Меркёром и маркизом де Монгла? Что бога Пана и его волосатых фавнов танцевали шевалье де Гиз, граф де Лильебонн, маркиз де Ришелье, герцог де Кандоль, маркиз де Писи, графы де Фруль и де Латур — до того, как врывался Орфей, преследуемый яростными вакханками, среди которых был Король-Солнце (травести), позднее изображавший Музу, вновь травести?

Подумают, что это нелепость. Но нелепость ли?

далее: http://www.mmv.ru/sm/arth/01-03-2000_bossan.htm