Гальярда и Турдион: вводное описание (The Galliard and Tourdion: An Introductory Description) (пер. с англ.)

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 29.04.2008 
(последнее обновление: 29.04.2008)

Автор: Waks Mark
Статья опубликована: в I томе «Писем о танце»
Оригинал статьи: http://www.pbm.com/~lindahl/lod/vol1/galliardintro.html
Перевод: Смольнякова Екатерина, Михайлова Мария
Статьи на эту тему: «Mutanze: цикл статей о гальярдных вариациях», «Танцевальные позиции и движения в терминологии Арбо», «Заметки к изучению гальярды»
Танец:
Гальярдные вариации 

Основной пятишаговый турдион
Некоторые вариации
Campanella (Колокольчик)
The Toe Tap (Стук носком)
Kick the Shins (Пни голени)
The Knot Step (Узелковый шаг)
Несколько сложных гальярд
The Travelling Step (Проходящий шаг)
The Eleven Steps (Одиннадцатишаговые вариации)
Список использованной литературы

Данная статья предназначена для общего ознакомление с одной из самых важных танцевальных форм эпохи Возрождение — гальярдой (а также для знакомства с ее близким «родственником» — турдионом). Изначально статья была выпущена в трех частях: основной пятишаговый турдион, простые вариации и несколько более сложные вариации, состоящие из нескольких шагов. Позже это деление было слегка пересмотрено, чтобы исправить ошибки и представить информацию в рамках одной статьи.

Я бы рекомендовал начинающим танцорам читать по одной части за раз, и пытаться освоить прочитанное, прежде чем перейти к следующей части. Первая часть описывает основной шаг cinq pas (чинкви па) — наверное, самый важный простой шаг в танцах эпохи Возрождения. Вторая описывает несколько основных вариаций, третья — ряд вариаций, в чем-то более сложных.

Основной пятишаговый (Cinq Pas) турдион к оглавлению

Большая часть членов SCA с удовольствием исполняет торжественные танцы вроде паваны. Однако слишком часто, когда павана сменяется турдионом или гальярдой, значительная часть танцоров испаряется, заявляя, что они либо не знают, либо не могут танцевать этот танец. Нижеследующее, надеюсь, поможет изменить эту ситуацию хотя бы отчасти: это — простое описание турдиона.

Для начала — немного терминологии. Турдион и гальряда — очень похожие танцы. По большей части они включают одни и те же шаги, различаясь темпом исполнения и зрелищностью. Гальярда в основном танцуется под более медленную музыку, дающую кавалеру возможность перемещаться вокруг дамы и демонстрировать ноги во всей красе, чтобы произвести наилучшее впечатление. Турдион имеет мелодию более быструю, под которую исполнители танцуют менее вычурно. Мое описание предназначено для турдиона (который, по моему опыту, чаще идет после паваны), но оно также подходит и для гальярды.

Ниже приведено описание основного шага cinq pas (пять шагов, чинкви па), самого простого и популярного шага гальярды. Этот шаг встречается в очень, очень большом количестве исторических танцев, в основном относящихся к XVI веку. Когда шаг чинкви па уже доведен до уровня рефлекса, танцор, как правило, стремится выучить как можно больше вариаций; единственным ограничением для гальярдных вариаций является воображение. Тем не менее, знание шага чинкви па необходимо для исполнения любого турдиона, так что я оставлю описание вариаций до следующей части.


Posture gauche

Начинать следует в posture. В этой позиции одна нога находится слегка перед другой, вес распределен равномерно между обеими ногами. В posture gauche («левая позиция», см. рисунок) впереди левая нога, в posture droite («правая позиция») — правая. В основном в SCA турдионы начинают танцевать с posture gauche, однако Арбо (который приводит самое понятное и простое описание гальярды) предписывает начинать турдион с posture droite. По сути танец одинаков в обоих случаях. Обратите внимание, что на иллюстрации в полный рост ноги у танцующего находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Видимо, это намеренное преувеличение. Танец выглядит гораздо более изящно, если ноги выносятся или ставятся недалеко друг от друга, на ширину одного-двух пальцев.


Pied en l’air droit

Из posture gauche вы должны выполнить pied en l’air droit, что означает: слегка вынесите правую ногу вперед. Во время этого движения — кика — сделайте очень маленький прыжок (petit saut), приземляясь на левую ногу (каждый pied en l’air должен сопровождаться подобным прыжком, далее я не буду об этом упоминать). Это займет один счет, после чего вы должны выглядеть более или менее как на приведенной иллюстрации.

Затем сделайте pied en l’air gauche, вынося левую ногу вперед и приземляясь на правую. В турдионе кики должны быть маленькими, потому что: а) музыка довольно оживленная и не оставляет времени для амплитудных движений, б) обычно кавалеры танцуют, держа даму за руку, и, по словам Арбо: «тот, кто танцует неистово, доставляет вовсе ненужное неудобство и трясет даму».

После исполнения таких четырех небольших киков сделайте saut moyen, небольшой прыжок в воздух. Это даст вам время перенести левую ногу, которая была спереди, слегка назад за правую, так что вы приземлитесь в posture droit, правая нога впереди. Saut и posture всегда следуют вместе, комбинация этих движений называется каденсой.

Posture gauche
(исходное положение)
Pied en l’air droit Pied en l’air gauche Pied en l’air droit Pied en l’air gauche Cadenza в posture droite

После этого следует повторить те же движения, в зеркальном отображении: кик левой, правой, левой, правой, затем отвести правую назад в posture gauche. Танец продолжается подобным образом, шаги начинаются по очереди с gauche (левой) и droit (правой) позиций так долго, как долго играет музыка.

О дна из основных трудностей при изучении этого танца состоит в запоминании, какая нога куда должна двигаться. Я рекомендую запоминать их как «задняя нога» и «передняя нога» вместо «левой» и «правой». Так, каждый шаг чинкви па начинается с кика задней ногой вперед, продолжается еще тремя киками и заканчивается прыжком с выносом передней ноги назад. Затем та самая нога, которая только что была вынесена назад, идет вперед, и т. д.

Музыка для турдиона обычно имеет размер три четверти или шесть восьмых, со слегка синкопированным ритмом. Чтобы лучше себе его представить, напойте «My Country ’Tis of Thee» (ну или «Боже, храни Короля/Королеву», если вы предпочитаете что-то более близкое по времени). Это симпатичная гальярдная мелодия, подходящая для исполнения гальряды на автобусных остановках, в очередях и вообще везде. Одна из типичных мелодий турдиона приведена ниже:

tourdion
Типичная мелодия трудиона из книги Арбо

Арбо замечает, что posture выглядит более изящно, если опускать заднюю ногу на землю чуть раньше, чем переднюю: «Поскольку когда они обе опускаются одновременно, это выглядит так, как будто мешок с зерном упал на землю».

Это не то, о чем должен заботиться новичок, но тот, кто достиг успеха в исполнении описанных связок, может потом захотеть поработать и над изяществом танца.

Турдион в SCA обычно танцуется в колонну; пары во время исполнения медленно двигаются вперед. Тем не менее, вполне позволительно, чтобы танцоры перестали двигаться вперёд, и каждый танцевал со своим партнёром, вместо того, чтобы танцевать колонной. Распорядитель может указать, какой вариант следует исполнять, чтобы те, кто попытается двигаться вперёд, не наткнулись на тех, кто предпочитает остановиться.

tourdion
Упрощенная вариация той же мелодии

Наконец, самое важное: имейте ввиду, что этот танец нуждается в отработке. Довольно просто понять идею, но «довести ее до ног» — совсем другое дело. Обычно, если практиковаться один раз в неделю, требуется почти месяц, прежде чем шаг приобретет вид закрепленного рефлекса. Поверьте мне, со временем ваши ноги выучат танец; до тех пор отрабатывайте его при каждой возможности. Когда чинкви па уже выучен, его исполнение дается очень легко, и, возможно, он станет самым полезным простым шагом старинных танцев из тех, с которым вы познакомились.

Некоторые вариации к оглавлению

Прелесть гальярд в их вариативности. Существует некоторое количество «основных» гальярдных движений, каждое длиной в один счет, и их можно комбинировать практически бесконечно. В этой статье приведено несколько популярных пятишаговых вариаций; в третьей будут описаны несколько более длинных связок.

Campanela (Колокольчик) к оглавлению

Наверное, самая простая вариация известна под названием «колокольчик», поскольку ноги танцора двигаются туда-сюда как язычок колокольчика. Знакомство с ним потребует изучения еще одного нового движения, впрочем, довольно простого.

Чтобы сделать ruade droite, прыгните на левую ногу, вынося правую назад. Не делайте это движение с силой (это очень хороший способ пнуть танцора, стоящего за вами, что было бы определенно не лучшим способом вести себя в обществе), просто поднимите ее примерно на половину высоты ноги. Ruade gauche — аналогичное зеркально симметричное движение. Иллюстрации обоих движений приведены ниже.

Ruade droite Ruade gauche

Схема «колокольчика» выглядит следующим образом:

  1. Ruade droite
  2. Pied en l’air gauche
  3. Ruade droite
  4. Pied en l’air gauche
  5. Cadenza

Чтобы выполнить шаг, начните в posture gauche (как изображено выше), левая нога впереди. Сделайте маленький прыжок, вынося правую ногу назад и приземляясь на левую ногу. Сделайте следующий прыжок, поднимая левую ногу перед собой и приземляясь на правую. Повторите все то же самое еще раз, сначала вынося правую ногу назад, а затем левую — вперед. Ваша левая нога после всех этих движений будет вынесена вперед. Сделайте несколько больший прыжок, отводя переднюю ногу назад и приземляясь в posture droit так, чтобы правая нога была впереди. Повторите всю связку целиком, поменяв правую и левую ноги.

Posture gauche
(исходное положение)
Ruade droite Pied en l’air gauche Ruade droite Pied en l’air gauche Cadenza в posture droite

Это самый простой гальярдный шаг из тех, что мне известны, даже чуть более простой, чем чинкви па (хотя и не такой полезный). Я советую ученикам, изучающим гальярду, отработать этот шаг, прежде чем переходить к более сложным вариациям.

The Toe Tap (Стук носком) к оглавлению

Мне не доводилось слышать, чтобы эта вариация имела какое-либо имя собственное; я называю ее «Toe Tap» (удары носком, стук носком, постукивание) по причинам, которые вскоре станут вам понятны.

Вам снова нужно будет познакомиться с одним-двумя новыми движениями для изучения этого шага. Чтобы сделать marque pied droit, прыгните на левую ногу, поднеся носок правой ноги к подъему левой так, чтобы стопы оставались параллельно. Другими словами, правая нога рядом с левой, но на несколько сантиметров сзади, пятка слегка оторвана от земли. Marque pied gauche — это та же самая позиция, но в зеркальном отображении.

Marque pied droit Marque pied gauche

Marque talon droit похож на pied droit. Прыгните на левую ногу, поднеся правую пятку к подъему левой ноги.

Marque talon droit Marque talon gauche

Схема нашего шага будет выглядеть следующим образом:

  1. Marque pied droit
  2. Marque talon droit
  3. Marque pied gauche
  4. Marque talon gauche
  5. Cadenza

Начинаете вы, как обычно, в posture gauche. Прыгаете на левую ногу, поднося носок правой ноги к левой. Затем, одновременно с еще одним маленьким прыжком, ставите правую пятку рядом с левой ногой (да, отводя левый носок куда получится — возможно, этот танец не такой уж простой, но он точно не подразумевает, что вы должны покалечиться). Затем, меняя ноги, приземляетесь на правую ногу, ставя левую сначала на носок, а затем на пятку к подъему правой ноги. Наконец, подпрыгните, вынося переднюю (левую) ногу назад в posture droite и повторите всю связку с другой ноги.

Posture gauche
(исходное положение)
Marque pied droit Marque talon droit Marque pied gauche Marque talon gauche Cadenza в posture droit

Kick the Shins (Пни голени) к оглавлению

Эта вариация, как и предыдущая, не имеет «настоящего» имени, которое мне бы удалось найти, так что я дал ей описательное имя.

Вам снова нужно познакомиться с еще одним шагом для изучения этой вариации. Чтобы сделать pied croise droit, прыгните на левую ногу, вынеся правую перед своей голенью с легким киком (только не бейте по ноге на самом деле, просто ударьте воздух перед голенью). Pied croise gauche — зеркальное движение, с прыжком на правую ногу и выносом левой вверх.

Pied croise droit Pied croise gauche

Последовательность движений для этой вариации:

  1. Pied croise droit
  2. Pied croise droit
  3. Pied croise gauche
  4. Pied croise gauche
  5. Cadenza

Прыгните на левую ногу, вынеся правую вверх перед левой голенью с небольшим киком. Сделайте еще один маленький прыжок с еще одним киком перед правой ногой. Поменяйте ноги, прыгнув на правую и вынеся левую вверх перед правой с двумя киками. Выпрыгните ввех и отведите переднюю ногу (левую) назад в posture droite.

Posture gauche
(исходное положение)
Pied croise droit Pied croise droit Pied croise gauche Pied croise gauche Cadenza в posture droit

Эту вариацию довольно просто выучить, но весьма сложно сделать так, чтобы она изящно выглядела. Кики должны быть резкими и четкими, иначе шаг будет выглядеть так, будто вы прыгнули на одну ногу и стали болтать другой перед ней. Тренируйтесь до возникновения полного контроля над тем, куда и как двигается свободная нога (это может занять довольно много времени — после нескольких лет занятий я все еще не делаю этот шаг так хорошо, как мне бы того хотелось).

The Knot Step (Узелковый шаг) к оглавлению

Было бы хорошо закончить достаточно сложной задачей; в течение первых нескольких попыток сделать это движение у вас будет впечатление, что ваши ноги хотят запутатся сами в себе. Это итальянский шаг, который стал известен в SCA благодаря работам д-ра Ингрид Брейнард (Dr. Ingrid Brainard).

Основным элементом узелкового шага является движение, которое на итальянском носит название «grappo». Оно похоже на ruade тем, что включает в себя вынос ноги назад. Однако, вместо простого выноса ноги назад, вам нужно отвести ногу точно за лодыжку опорной ноги. Когда вы делаете grappo на правую ногу, сзади оказывается правая лодыжка (возможно, даже прикасаясь к левой), на левую ногу — левая лодыжка. Попробуйте сделать это, и вы поймете, почему это движение называется узелком.

Последовательность движений для пятишаговой вариации с grappo выглядит следующим образом:

  1. Grappo right
  2. Grappo left
  3. Grappo right
  4. Greve gauche
  5. Cadenza

Начните в posture gauche и вынесите правую ногу лодыжкой за левую. Затем вынесите левую, и снова правую. Перепрыгните на правую ногу, подняв левую перед собой, затем сделайте прыжок (ну, хором!), перенося переднюю ногу назад в posture droite. После чего повторите всю связку с другой ноги.

Это мудреная вариация, и она потребует тренировки, прежде чем вы попытаетесь исполнить ее на каком-нибудь мероприятии — ну что ж, шаг «узелковым» просто так не назовут…

Отрабатывайте описанные шаги; это хорошие образцы пятишаговых гальярдных па. Если вы достаточно амбициозны, можете заглянуть в «Орхезографию», откуда, собственно, большинство вариаций и взято — там же описано некоторое количество других па, я же описал все позиции и движения, необходимые вам для самостоятельного разбора шагов Арбо.

Имейте ввиду, что вы не обязаны выбирать какую-то одну вариацию. В обычной свободной гальярде могут чередоваться сразу много вариаций в практически любой последовательности. На самом деле искусство танцевать гальярду как раз и состоит в умении красиво сочетать шаги – хорошо выполненная самостоятельно составленная комбинация производит на зрителей такое сильное впечатление, какого никакая отдельная вариация никогда не достигнет.

Несколько сложных гальярд к оглавлению

В этой статье я буду часто использовать термин gréve. Помните, что это почти то же самое, что и pied en l’air, за тем исключением, что вы должны поднять ногу чуть выше и чуть больше акцентировать движение. То есть, gréve droite — это вынос правой ноги вверх перед собой, gréve gauche — вынос левой ноги. Однако, не поддавайтесь соблазну и не делайте это движение на манер движений ирландских танцев; «вынести ногу чуть выше» означает — чуть выше.

The Travelling Step (Проходящий шаг) к оглавлению

Этот шаг лишь ненамного более сложен, чем основные, и довольно полезен, поскольку дает вам больше возможностей для движения по бальной зале, чем обычные чинкви па. Но сначала мы должны познакомиться с еще одним понятием: entretaille. Entretaille — это по сути очень маленький прыжок, который делается перед обычным шагом. Чаще всего он встречается перед pied en l’air или gréve.

Представьте, что вы из ruade droite (правая нога за вами) переходите в gréve gauche (левая нога перед вами). Обычно вам достаточно сменить ноги, опустив правую и подняв левую, не делая никаких прыжков сверх необходимого. Если же в описании танца указано:

  1. Ruade droite
  2. Entretaille droit с приходом в gréve gauche

вам нужно сделать отдельный (хотя и небольшой) прыжок во время смены ног. Разница едва различима, но, раз уж вы дошли в своем развитии до этого момента, она должна иметь для вас значение.

Описание проходящего шага выглядит следующим образом:

  1. Gréve droite
  2. Posture gauche без petit saut
  3. Entretaille gauche с приходом в gréve droite
  4. Gréve gauche
  5. Cadenza

Арбо уточняет это описание, говоря:

«… вместо того, чтобы опускать подошвы обеих ног на землю в указанную позицию, они поддерживают равновесие, прикасаясь к полу лишь пяткой передней ноги, а колени держат прямыми, а не согнутыми, считая, что это выглядит изящнее.»

Так что, с учетом всего этого, вы начинаете с выноса правой ноги вперед перед собой (gréve droite). Затем опускаете эту ногу прямо вниз, не сгибая колено и слегка перенося вес вперед (в результате получается, что вы делаете маленький шажок вперед на правую). Затем сделайте entretaille, слегка подпрыгнув во время поднимания правой ноги обратно в gréve droite. Затем поменяйте ноги, вынося левой вперед, и закончите обычным прыжком в posture droite.

 

Posture gauche
(исходное положение)
Gréve droite Posture gauche (без прыжка с продвижением вперед) Entretaille gauche с приходом в gréve droite Gréve gauche Cadenza в posture droite

Будучи отработанным, это па может быть использовано для достаточно быстрого продвижения по залу. Варьируя стиль исполнения posture, вы можете делать шаг таким коротким или таким длинным, как вам хочется, сохраняя при этом определенное изящество движений.

The Eleven Steps (Одиннадцатишаговые вариации) к оглавлению

Ну а теперь переместимся в иную гальярдную реальность. Одиннадцатишаговая гальяда исполняется в целом по тому же принципу, что и пятишаговая; основное различие состоит в том, что на каждый шаг вам необходимо в два раза больше времени. Другими словами, если пятишаговая гальярда состоит из четырех шагов и каденсы, то одиннадцатишаговая — из десяти шагов и каденсы. Нет необходимости уточнять, что эти па более запутанные, хотя на самом деле и не намного более сложные, чем пятишаговые.

Первая, описанная в «Орхезографии», и наиболее широко известная одиннадцатишаговая вариация имеет следующую схему:

  1. Ruade droite
  2. Entretaille с приходом в gréve gauche
  3. Ruade gauche
  4. Gréve gauche
  5. Ruade droite
  6. Entretaille с приходом в gréve gauche
  7. Ruade gauche
  8. Entretaille с приходом в gréve droite
  9. Ruade droite
  10. Entretaille с приходом в gréve gauche
  11. Cadenza

На самом деле она не настолько сложна, как это может показаться, просто она длинная. Начните с выноса правой ноги назад. Затем сделайте «подбив», прыгая на правую ногу и одновременно вынося левую вперед. Отведите левую ногу назад, затем снова вперед. Вынесите правую опять вверх назад, приземляясь на левую. Сделайте еще один «подбив», вынося левую вперед. Отведите левую снова назад и сделайте ей еще один подбив, прыгая и одновременно вынося вперед правую ногу. Наконец, сделайте прыжок в posture droite.


Posture gauche
(исходное положение)
Ruade droite Entretaille с приходом в gréve gauche Ruade gauche Gréve gauche Ruade droite
Entretaille с приходом в gréve gauche Ruade gauche Entretaille с приходом в gréve droite Ruade droite Entretaille с приходом в gréve gauche Cadenza в posture droite

Я пришел к выводу, что одиннадцатишаговая вариация относится к движениям, которые проще выучить, используя небольшую «мантру». Если у вас есть склонность к вербализации, выучите сначала ее, а потом используте мантру для того, чтобы «научить» свои ноги танцевать. В моем варианте она звучит как «назад-вперед-мах-мах-назад-вперед-мах-подбив-мах-подбив-и-смена». Задумайтесь на мгновение, и вы поймете, что каждое в этой присказке соответствует движению танца на один счет (за исключением «и-смены», обозначающей прыжок с приземлением в позицию и занимающих два счета). Попробуйте сделать это. Обычно изучение первой одиннадцатишаговой вариации занимает столько же времени, сколько заняло когда-то изучение первой пятишаговой, так что пусть это вас не смущает. Тренировка даст свои результаты, и выученный шаг будет выглядеть довольно впечатляюще.

Я закончу эту статью описанием еще одной одиннадцатишаговой вариации. Она выглядит следующим образом:

  1. Ruade droite
  2. Entretaille с приходом в gréve gauche
  3. Ruade droite
  4. Entretaille с приходом в gréve gauche
  5. Posture droite
  6. Gréve droite
  7. Posture gauche
  8. Gréve gauche
  9. Ruade gauche
  10. Gréve gauche
  11. Cadenza

Опять же, стоит немного подумать, как она окажется довольно простой. Вынесите правую ногу назад вверх, затем сделайте ею подбив, подпрыгивая и вынося вперед левую ногу. Потом повторите все тоже самое еще раз, вынося правую назад, а левую вперед. Затем быстро приземлитесь в posture droite — правая нога впереди. Поднимите правую ногу вверх в greve. Повторите те же движения, начиная с posture gauche (левая нога впереди) и поднимая левую вверх. Затем отведите левую ногу назад, вперед, и прыгните в posture droite для завершения вариации.

Вы можете использовать маховые движения в конце себе на пользу, поскольку они дают вам импульс вперёд для действительно хорошего прыжка при переходе в posture.

Posture gauche
(исходное положение)
Ruade droite Entretaille с приходом в gréve gauche Ruade droite Entretaille с приходом в gréve gauche Posture droite
Gréve droite Posture gauche Gréve gauche Ruade gauche Greve gauche Cadenza в posture droite

Если приcказка к предыдущей вариации оказалась вам полезна, можете использовать для этой следующий текст: «назад-вперед-назад-вперед-вниз-вверх-вниз-вверх-мах-мах-и-смена».

Список использованной литературы: к оглавлению

  1. Orchesography, Thoinot Arbeau, (1589). Translated by Mary Stewart Evans, with notes by Julia Sutton, Dover Books, 1967.