Танцевальные позиции и движения в терминологии Арбо

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 29.04.2008 
(последнее обновление: 29.04.2008)

Автор-составитель: Смольнякова Екатерина
Источник: «Orchesography», Dover Publications, Inc, New York, 1967, перевод Мэри Стюарт Иванс (Mary Stewart Evans), редакция Джулии Саттон (Julia Sutton)
Перевод: Смольнякова Екатерина, Михайлова Мария
Фотографии: Михайлова Мария, Михайлов Максим

Введение
Танцевальные позиции
- Gréve droite/Pied en l’air droit
- Gréve gauche/Pied an l’air gauce
- Marque pied droit
- Marque pied gauche
- Marque talon droit
- Marque talon gauche
- Pied croisé droit
- Pied croisé gauche
- Pieds joints
- Pieds joints oblique droit
- Pieds joints oblique gauche
- Pieds largis
- Pieds largis oblique droit
- Pieds largis oblique gauche
- Posture droite
- Posture gauche
- Ru de vache droite
- Ru de vache gauche
- Ruade droite
- Ruade gauche
Танцевальные движения
- Cadence
- Entretaille droite
- Entretaille gauche
- Petit saut
- Révérence
- Révérence passagiere droite
- Révérence passagiere gauche
- Saut majeur, capriol
Ссылки

Введение к оглавлению

Приведенные ниже описания позиций и движений являются переводом соответствующих абзацев из «Орхезографии» Арбо. Там, где это уместно, опущены отвлеченные рассуждения мастера и его ученика Каприоля на смежные темы. Иллюстрации также приводятся в точном соответствии с учебником французского каноника и для большей наглядности сопровождаются фотографиями, подготовленными нами специально для этой статьи. Позиции, изображенные на фото, являются одним из вариантов, допустимых в рамках определений, данных Арбо и трактовок его изображений. В квадратных скобках — произношение терминов, курсивом выделены ударные гласные. В общем случае текст от первого лица — реплики «лирического героя» Арбо в его диалоге с учеником.

Танцевальные позиции к оглавлению

В свое время перед Арбо, как и перед другими авторами, описывавшими танцы, встала проблема адекватного описания движений. Решение, которое для себя нашел автор «Орхезографии», считается одним из лучших вариантов для своего времени. Каждому элементарному движению танца Арбо привел в соотвествие отдельный термин, и в одной из частей книги не только подробно описал эти движения, но и привел для каждого из них вполне красноречивую и достаточную иллюстрацию. Таким образом, описывая те или иные шаги или связки шагов в танцах, Арбо оставалось лишь воспользоваться собственной терминологией.

Позиции в описании Арбо являются настолько наглядным и непротиворечивым материалом, что вплоть до нашего времени многие исследователи предпочитают пользоваться именно его способом записи. Тем более уместно пользоваться терминологией Арбо, разбирая или изучая танцы, которые он же и описал. И, наконец, любые гальярдные вариации — описанные как во французских, так и в итальянских источниках — проще всего описать, используя именно терминологию французского каноника.

Ниже приведены самые часто встречающиеся позиции, описанные Арбо. Специфические позиции, описанные только для одного из танцев, см. в статье «Буффоны».

Gréve droite/Pied en l’air droit [грев друат/пье анлэр друа] к оглавлению

Тебе следует знать, что существуют определенные движения и позиции ног, которые мы называем coup de pied [1], или gréve [2], когда танцор переносит вес на одну ногу, а вторую выносит в воздух перед собой так, будто он собирается ударить кого-то. Когда это движение совершается правой ногой, оно носит название gréve droite.

Иногда нога только слегка отрывается от земли и выносится недалеко вперед, если выносится вообще, и тогда это движение называется рied en l’air. Pied en l’air droit — название движения, при котором выносится правая нога. Для обоих движений приведена одна картинка, но ты должен помнить, что когда ты в схеме танца встречаешь слова рied en l’air, упомянутое движение должно исполняться с небольшим отрывом ноги от земли и изяществом, свойственным дамам; именно такие шаги и движения уместны во время исполнения турдиона. Когда же ты встречаешь слово gréve в схеме танца, нога должна выносится очень высоко и само движение должно выполняться с силой и энергией.

greve droite Pied en l air droit Greve droite

Gréve gauche/Pied an l’air gauce [грев гош/пье анлэр гош] к оглавлению

Если танцор переносит вес на правую ногу, а левую выносит в воздух перед собой, движение носит название gréve gauche.

Если нога только слегка отрывается от земли и выносится недалеко вперед, если выносится вообще, движение называется рied en l’air. Pied en l’air gauche — название движения, при котором выносится левая нога (полное описание см. выше).

Marque pied droit [марк пье друат] к оглавлению

Иногда, когда одна нога, расположенная соответствующим образом, поддерживает вес тела [3], носок второй ноги подносится к земле напротив стопы опорной. Это движение называется marque pied [4]. Marque pied droit — движение, при котором подносится носок правой ноги.

pied droit Marque pied droit

Marque pied gauche [марк пье гош] к оглавлению

Когда одна нога, расположенная соответствующим образом, поддерживает вес тела, а носок второй ноги подносится к земле напротив стопы опорной. Marque pied gauche — движение, при котором подносится носок левой ноги (полное описание см. выше).

pied gouche Marque pied gauche

Marque talon droit [марк талон друат] к оглавлению

Другой вариант — когда одна нога расположена таким образом, чтобы поддерживать вес тела, а пятка второй ноги подносится к земле напротив стопы опорной [5]. Это движение называется marque talon [6]. Marque talon droit — движение, при котором подносится пятка правой ноги.

talon droit Marque talon droit

Marque talon gauche [марк талон гош] к оглавлению

Когда одна нога расположена таким образом, чтобы поддерживать вес тела, а пятка второй ноги подносится к земле напротив стопы опорной. Marque talon gauche — движение, при котором подносится пятка левой ноги (полное описание см. выше).

talon gouche Marque talon gauche

Pied croisé droit [пье круазе друат] к оглавлению

Продолжая описание шагов и движений, я хочу рассказать о движении, которое называется рied croisé [7] и выполняется так: вес переносится на одну ногу, а вторая в то же время выносится в воздух перед голенью. Если вес тела поддерживает левая нога, а правая выносится накрест перед голенью, движение называется pied croisé droit.

croise droit Pied croise droit

Pied croisé gauche [пье круазе гош] к оглавлению

Если вес тела поддерживает правая нога, а левая выносится накрест перед голенью, движение называется pied croisé gauche (полное описание см. выше).

croise gauche Pied croise gauche

Pieds joints [пье жуэн] к оглавлению

Позиция pieds joints [8] будет правильной, когда стопы будут расположены друг рядом с другом, как показано на иллюстрации, носки будут стоять в одну линию и вес танцора будет распределен поровну между обеими ногами.

pieds joints Pieds joints

Pieds joints oblique droit [пье жуэн облик друа] к оглавлению

Если же случилось, что одна нога расположена таким образом, что она поддерживает весь вес тела, а пятка другой поднесена близко к опорной так, что носок отведен в сторону, то позиция будет называться pieds joints oblique. Есть два варианта такой позиции. Pieds joints oblique droit — это позиция, когда левая нога поддерживает вес тела, а стопа правой расположена под углом.

Каприоль: Вы не сказали, насколько большим должен быть угол между опорной и свободной стопами. Я бы не спросил об этом без повода — но ведь геометры говорят, что существует бесконечное множество линий между двумя линиями, образующими прямой угол, которые так же образовывали бы углы.

Арбо: Величина такого угла зависит от выбора танцора, так что он может расположить свободную ногу под прямым углом к опорной или под любым другим, который покажется ему уместным, так, чтобы ноги касались друг друга. Естественней будет не превышать при этом прямого угла.

Pieds joints oblique gauche Pieds joints oblique droit

Pieds joints oblique gauche [пье жуэн облик гош] к оглавлению

Pieds joints oblique gauche — это позиция, когда правая нога поддерживает вес тела, а стопа левой расположена под углом (полное описание см. выше).

Pieds joints oblique droit Pieds joints oblique gauche

Pieds largis [пье лагри] к оглавлению

Позиция, при которой ноги касаются друг друга, наводит на мысль о существовании противоположной по сути позиции, которая называется pieds lagris [9]. При ней обе ноги стоят на земле и вес распределен поровну между ними, но вместо того, чтобы касаться друг друга, они разведены, хотя и не на такой преувеличенный и неестественный манер, как у колосса, представляющего собой статую Солнца (вроде родосского).

pieds largis Pieds largis

Pieds largis oblique droit [пье лагри облик друа] к оглавлению

Ты можешь также принять позицию pieds largis так, чтобы одна нога поддерживала вес тела, а вторая оставалась свободной, со стопой, развернутой под некоторым углом. Это может быть выполнено одним из двух способов. Если твои ноги расставлены, стопа отведенной правой развернута под некоторым углом, а вес тела перенесен на левую ногу, такая позиция называется pieds largis oblique droit.

oblique droit Pieds largis oblique droit

Pieds largis oblique gauche [пье лагри облик гош] к оглавлению

Если твои ноги расставлены, стопа отведенной левой развернута под некоторым углом, а вес тела перенесен на правую ногу, такая позиция называется pieds largis oblique gauche (полное описание см. выше).

oblique gauche Pieds largis oblique gauche

Posture droite [постюр друате] к оглавлению

Когда танцор прыгает на обе ноги и располагает одну перед другой [10] так, чтобы вес тела был равномерно распределен между ними, эта позиция и это движение называются posture и обычно является каденсой. Оно может быть выполнено двумя способами: когда вперед выведена правая нога, движение называется posture droite.

Касательно этих движений стоит иметь ввиду, что они выглядят более изящно, когда задняя нога касается земли на мгновение раньше, чем передняя. Когда ты прыгаешь одновременно на обе ноги, это выглядит так, будто на землю свалился мешок с зерном [11].

posture droite Posture droite

Posture gauche [постюр гош] к оглавлению

Когда танцор прыгает на обе ноги и располагает одну перед другой так, чтобы вес тела был равномерно распределен между ними, эта позиция и это движение называются posture и обычно является каденсой. Если вперед выведена левая нога, движение называется posture gauche (полное описание см. выше).

posture gouche Posture gauche

Ru de vache droite [рю де ваш друа] к оглавлению

Если нога выносится ни вперед, как в gréve, ни назад, как в ruade, а в сторону, это движение называется ru de vache [12], поскольку коровы бьют в сторону, а не вперед, как лошади.

Каприоль: Не верится, чтобы это движение часто использовалось.

Арбо: Действительно, оно редко используется на практике, но я не могу пропустить его в рамках общего обзора, предметом которого являются шаги и движения гальярды. А эти движения используются не только в гальярде, но и в других танцах, о которых мы будем говорить.

Это движение также существует в двух вариантах. Когда вес тела поддерживает левая нога, а правая выносится в сторону, движение называется ru de vache droite.

ru de vache droit Ru de vache droite

Ru de vache gauche [рю де ваш гош] к оглавлению

Когда вес тела поддерживает правая нога, а левая выносится в сторону, движение называется ru de vache gauche (полное описание см. выше).

ru de vache gouche Ru de vache gauche

Ruade droite [рюад друа] к оглавлению

Когда, в отличие от greve, танцор переносит вес тела на одну ногу, а другую ногу выносит назад, такое движение называется ruade [13]. Ruade droite — движение, при котором назад выносится правая нога.

ruade droite Ruade droite

Ruade gauche [рюад гош] к оглавлению

Когда, в отличие от greve, танцор переносит вес тела на одну ногу, а другую ногу выносит назад, такое движение называется ruade. Ruade gauche — движение, при котором назад выносится левая нога (полное описание см. выше).

ruade gauche Ruade gauche

Танцевальные движения к оглавлению

Кроме позиций, Арбо описал и несколько движений, как правило, входящих в состав гальярдных вариаций, но и включаемых иногда и в описания других танцев.

Cadence [каденс] к оглавлению

Каденса — это просто saut majeur (большой прыжок), за которым следует posture. В гальярдной музыкальной композици можно слышать, как музыканты делают на многовение паузу после предпоследней ноты перед последней для того, чтобы сделать окончание музыкальной фразы более приятным и гармоничным. Так что saut majeur, который обычно является как бы «тишиной» ног и паузой в дивжениях, подчеркивает грацию и изящество последующего posture и создает более приятное впечатление.

Entretaille droite [антртaй друа] к оглавлению

Иногда gréve специально или случайно получается после того, как танцор переносит вес с одной ноги на другую в то время, как нога, которая раньше была на земле, оказывается в воздухе [14]. Это движение называется entretaille. Существует два вида entretaille, как и два вида gréve. Entretaille doite заканчивается в gréve gauche.

Entretaille gauche [антртaй гош] к оглавлению

Иногда gréve специально или случайно получается после того, как танцор переносит вес с одной ноги на другую в то время, как нога, которая раньше была на земле, оказывается в воздухе. Это движение называется entretaille. Entretaille gauche заканчивается в gréve droite (полное описание см. выше).

Petit saut [при со] к оглавлению

Существует движение, которое называется saut [15] и заключаются в том, что обе ноги поднимаются прямыми в воздух. Нужно иметь ввиду, что существует два типа таких движений — saut majeur [16] и petit saut [17]. Petit saut — это составная часть других движений и обычно не указывается в табулатуре движений.

Каприоль: Я не совсем понял, что вы имеете ввиду.

Арбо: Представь себе, что ты находишься в позиции pieds joints. Судя по описанию, ты должен перейти в позицию greve droite. Как ты это сделаешь?

Каприоль: Я перенесу вес своего тела на левую ногу и вынесу правую перед собой в воздух.

Арбо: Ты можешь сделать gréve droite таким образом, но подобное движение не будет достаточно веселым и энергичным. Вот почему, вместо того, чтобы оставлять на земле левую ногу, тебе лучше вновь ее туда поставить, и для того, чтобы это сделать, тебе надо выполнить petit saut на упомянутой левой ноге и в тот же момент сделать gréve droite правой. Сделав так, ты четко поймешь, что обсуждаемый прыжок является, как я тебе и говорил, частью движения gréve. Подобным образом petit saut должен быть использован во всех шагах и движениях, где встречается вынос одной из ног в воздух.

Révérence [реверанс] к оглавлению

Чтобы выполнить реверанс, поставьте левую ногу твердо на землю и согните правое колено, отведя носок правой ноги за стопу левой, снимая при этом шляпу и кланяясь вашей даме и обществу, как это показано на иллюстрации. После завершения реверанса выпрямитесь и верните шляпу на место, затем передвиньте правую ногу вперед и поставьте ее рядом с левой, перейдя в позицию pieds joints.

Позы, при которых ноги стоят рядом друг с другом или носки слишком развернуты наружу, выглядят более подходящими для женщин. Точно так же, как дамам следует избегать слишком мужского поведения, так и кавалерам стоит избегать женственных поз. Это хорошо видно в описываемом движении, когда кавалер аккуратно отводит одну ногу достаточно далеко от другой, в то время как дама грациозно сгибает колени и поднимается обратно.

reverence

Révérence passagiere droite [реверанс пассажьер друат] к оглавлению

Поскольку я рассуждаю о реверансе, я хочу также заметить, что те формы приветствия, которые уместны в начале, в конце и иногда в середине танца, не относятся к числу обсуждаемых нами активных движений, за исключением двух видов быстрых реверансов, используемых в определенных гальярдных вариациях.

Каприоль: В чем разница между этими быстрыми реверансами и прочими приветствиями?

Арбо: При исполнении быстрого реверанса не нужно снимать шляпу, и, хотя сам реверанс выглядит так же, включает в себя сгибание колена и выведение второй ноги назад, все же он исполняется на меньшем пространстве за меньшее время, что станет вполне очевидно позже. Существует два варианта исполнения: если вес тела остается на левой ноге, а правая отводится назад — то движение называется révérence passagiere droite [18].

reverence passagiere driot

Révérence passagiere gauche [реверанс пассажьер гош] к оглавлению

Существует два варианта исполнения быстрого реверанса. Если вес тела остается на правой ноге, а левая отводится назад — то движение называется révérence passagiere gauche [19] (полное описание см. выше).

reverence passagiere gauche

Saut majeur, capriol [со мажёр, каприоль] к оглавлению

Это отдельное движение, которое предваряет каденсу и обозначается в табулатуре гальярды пазуой, занимающей один из счетов музыкальной фразы, из котороых состоит гальярда. Таким образом, saut majeur по длине равно другим пяти движениям или шагам гальярды.

Каприоль: То есть, чтобы соблюстри правильный размер гальярды, необходимо сделать четыре движения, а затем saut majeur и posture?

Арбо: Да, это так в случае, если исполняется каденса, которую музыканты еще называют clausula. Но есть множество танцоров настолько проворных, что во время saut majeur они подпрыгивают на обеих ногах, и это живое движение называется capriole [20]. Но движение это должно быть выполнено достаточно быстро, чтобы оно не заняло время, отведенное на posture, обычно следующий за saut majeur для завершения каденсы.

Ссылки к оглавлению

(здесь и далее — примечания автора перевода «Орхезографии» с французского на английский Мэри Стюарт Иванс (Mary Stewart Evans) помечены как (прим. пер); примечание редактора перевода Джулии Саттон (Julia Sutton) помечены как (прим. ред.))

[1] «Удар» (фр.) (прим. пер.)
[2] В «Lexique d’ancient Francais» Годефроя (Godefroy) «gréve» переводится как «икра», и движение может подразумевать использование икроножных мышц. Тому же слову соответствует и название орудия пытки, известного как «сапог». Любой из двух вариантов мог подсказать название для этого агрессивного движения. (прим. пер.)

На старофранцузском здесь — greue, обозначающее как голень ноги, так и соответствующую деталь доспеха (по-английски — greaves). Возникает небольшое сомнение относительно того, является ли greve корректным термином в современном французском. Бюмон (Beaumont), тем не менее, использует термин «grue», который переводится как «crane» (вытягивание). При всем уважении к Бюмону, термины «faire la jambe de grue» и «faire le pied de grue» существовали и в XVI веке и обозначали «танец в обществе». (прим. ред.)
[3] По-французски здесь читаем: «…l’vn des pieds estant gette & pose pour soustenir le corps» (курсив мой). Это означает прыжок или скачок на опорной ноге — действие, не вполне очевидное в переводе. (прим. ред.)
[4] «Точка (отметина) ногой» (фр.) (прим. пер.)
[5] Как и выше, речь идет о прыжке на опорной ноге. (прим. ред.)
[6] «Точка (отметина) пяткой» (фр.) (прим. пер.)
[7] «Ноги накрест» (фр.) (прим. пер.)
[8] «Ноги соединены» (фр.) (прим. пер.)
[9] «Ноги разделены» (фр.) (прим. пер.)

В описании движений Арбо использует множественное число, pieds lagris, в то время как в схемах танцев — только единственное: pied lagri gauche или pied lagri droit. Единственное объяснение может состоять в том, что множественное число используется для обозначения уже принятой позиции, тогда как единственное определяет, какая именно нога должна прийти в эту позицию, и, следовательно, направление движения. Поскольку множественное число ни разу не используется в описаниях танцев, подобное объяснение носит чисто теоретический характер. (прим. ред.)
[10] В первоисточнике читаем: «Quand les deux pieds sont gettez & posez a terre…». Приведенный вариант перевода не является единственно возможным. Буквальный перевод больше похож на: «Когда обе ноги выбрасываются и приземляются на землю». Значение этой неопределенности станет ясно позже, во время интерпретации описания шага гальярды, когда posture во время каденсы не подразумевает прыжка с двух ног, но подразумевает прыжок с одной. Некоторые слишком осторожные переводчики вводят в заблуждение, добавляя в свой перевод плие на обе ноги сразу перед saut, в результате чего пять шагов чинквипасси превращаются в шесть, скорость танца снижается и в ценлом он выглядит менее изящно (например, Мейбл Долметч в своей «Dances of England and France» допустила эту ошибку). (прим. ред.)
[11] Описанное здесь «мягкое приземление» явно отражено в схеме основного ритма гальярды. (прим. ред.)
[12] «Коровий удар» (фр.) (прим. пер.)
[13] «Лошадиный удар» (фр.) (прим. пер.)
[14] Так же, как и ранее, в оригинале иеется ввиду не столько шаг с переносом, сколько прыжок. Использованный в первоисточнике глагол getter не вполне соответствует переводу «расположить» или «перенести». (прим. ред.)
[15] «Прыжок» (фр.) (прим. пер.)
[16] «Большой прыжок» (фр.) (прим. пер.)
[17] «Маленький прыжок» (фр.) (прим. пер.)
[18] «Быстрый реверанс на правую» (фр.) (прим. пер.)
[19] «Быстрый реверанс на левую» (фр.) (прим. пер.)
[20] Или «cabriol» — скачок (фр.) (прим. пер.)