Интерпретация танца «Prenes on gre» (Prenes on gre a discussion on interpretation based on a class given at the St. Vitus Dance Weekend 1999 in Politarchopolis) (пер. с англ.)

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 16.07.2008 
(последнее обновление: 16.07.2008)

Автор: Gray Norman
Оригинал статьи: http://members.ozemail.com.au/~grayn1/gresley/interpgr.html
Перевод: Шестопалова Наталья, Смольнякова Екатерина
Статьи на эту тему: «Шаги и музыка в манускрипте Гресли», «Танцы из коллекции манускриптов Гресли», «Связь с итальянской традицией в английских танцах эпохи первых Тюдоров»

Танец:

Введение
Допущения и предположения
Prenes on Gre
Исходная позиция
Вступление
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть

Введение к оглавлению

Интерпретация танцев наподобие обсуждаемого является результатом совместных усилий:

  • кого-то, кто разбирается в музыке того времени;
  • кого-то, кто разбирается в танцах;
  • кого-то, кто снова и снова пытается исполнить танец, всякий раз что-то изменяя;
  • кого-то, кто готов ознакомиться с танцами той же группы на предмет поиска параллелй или подсказок.

Для всех подобных танцев расшифровываются как схема танца, так и музыка к нему. Одно помогает другому: иногда танец помогает интерпретировать нотной текст, иногда музыка определяет танец. Мы обращали внимание на «такты» музыки, пытаясь понять, как они соотносятся с движениями танца. Я также рассматриваю вероятность того, что танцы из коллекции Гресли были созданы для лошадей.
Что же в конце концов нам так и остается неизвестным?

  • исходное положение;
  • как выполняются простые и двойные шаги;
  • бытовой контекст танца (социальный слой, была это игра или пантомима, постановочный танец или ритуальный, и т.д.)
  • точный темп танца и скорость движений
  • для кого эти танцы: для людей или для лошадей?

Допущения и предположения к оглавлению

Допустим, что:
  1. Простой шаг занимает один такт, т.е. 2 счета.
  2. Простой шаг представляет собой passo, т.е. на первый счет мы шагаем на полупальцы, на второй — мягко опускаемся. Можно подтянуть другую ногу, но она должна оставаться немного позади. Шаг не закрывается.
  3. Разделы в музыке могут соответствовать разделам танца, как мы увидим в первой части описания. Это нормально для большинства танцев с музыкальным сопровождением.
  4. Все простые шаги — одного размера для удобства при работе над расшифровкой. Это не очень подходящее допущение для окончательной версии танца, но с этого удобно начинать. Поскольку большинство исполнителей изменят размер своих шагов, закончат они там, где и должно.

Prenes on Gre к оглавлению

Интерпретация музыкального сопровождения к танцу Аранжировка музыки в трех частях

Этот танец очень хорошо подходит для обсуждения проблем интерпретации танцев из коллекции манускриптов Гресли, поскольку при работе с ним возникают следующие сложности:

  • описание вступления не ложится на музыку;
  • он содержит движения, описанные для других танцев;
  • в танце встречаются шаги, в которых мы до сих пор не уверены;
  • к одной части танца имеют отношение две музыкальные части;
  • при использовании современной нотации в музыке встречается полтакта;
  • в последней части танца музыки на 12 тактов больше, чем необходимо для описанных движений.

Исходная позицияк оглавлению

Первый вопрос, который у нас возникает — это как начать танец. Поскольку он на двух исполнителей, возможно следующее расположение партнеров:

  • друг против друга в разных концах залы;
  • плечом к плечу;
  • лицом к лицу , возможно, держась за обе руки.

Возможно, вступление создаст представление об исходном положении.

Вступление к оглавлению

Trace forthright 6 singlis; ather torne other aboute, and forthright 6 singles agen.

“Ather torne other aboute” может означать полный оборот за 4 простых, или полуоборот за 2 (или 4) простых шага.
“Agen” в конце означает “again”, т.е. «повтор» или “against”, т.е. «в обратном направлении».

Проблема в том, что музыка вступления представляет собой четырехтактовое построение, повторенное трижды, что составляет 12 тактов (или простых шагов), тогда как описание танца подразумевает 14 или 16 шагов.Необходимо принять какое-то решение.

Мы можем предположить, что музыка должна была повторяется четыре раза и содержать:

  • 6 простых шагов, исполняющихся под первое проведение и первые два такта второго ;
  • поворот за последние два такта второго проведения и первые два такта третьего;
  • 6 простых шагов под последние два такта третьего проведения и полностью четвертое проведение.

Или же мы можем предположить, что нам нужно сделать поворот за два последних шага из первых шести и два первых шага из вторых шести, что в большей степени отвечает музыкальной структуре. Таким образом, получается 4 простых вперед, 4 простых на поворот, 4 простых вперед.

Все это осуществимо, если партнеры встанут либо плечом к плечу, либо лицом друг к другу на расстоянии примерно восьми шагов. Впрочем, при начальной позиции «плечом к плечу» поворот друг вокруг друга выглядит довольно неуклюже, что может служить аргументом против этой версии. Проще будет, если на четвертом шаге танцоры будут стоять лицом друг к другу и закончат поворот, вдвоем развернувшись в одном направлении.

Итак, пока мы имеем две исходные позиции; возможно вскоре останется лишь одна?

Приведенные ниже схемы отражают различные варианты рисунка танца во вступлении.

  Начиная плечом друг к другу Начиная лицом друг к другу
A 1 — 4
A 5 — 8
A 9 — 12

Вторая часть к оглавлению

After the end of the trace, rak both togeder and torne.

Под словом “rak” (также “rakes”, “rake” и “raks”) может подразумеваться “rake” (грабли, скрести, загребать). В то время это слово употреблялось, по-видимому, в связи с животными и означало конский шаг, гончих и ястребов на охоте, нежирную часть овечьей туши, а также действие, производимое садовыми граблями.

Из приведенных значений нам пригодятся конский шаг и садовые грабли. Под конским шагом подразумевается движение, в котором принимают участие четыре ноги, причем ноги, находящиеся с одной стороны, двигаются одинаково. Я рассматриваю этот шаг как нечто вроде континенцы, шага в сторону (либо немного вперед или назад, в зависимости от ситуации), во время которого движение ног подчеркивается движением одноименного плеча. Другую ногу подтягиваем («rake») по полу, чтобы закрыть шаг.

На исполнение второй части танца отводится 4 такта музыки. Вообще «rak» выполняется за один такт, а поворот за два. Я думаю, здесь два «rak» и двойной шаг на поворот.

Если партнеры начинали танец из разных концов залы, сейчас им нужно развернуться на 180о, чтобы снова оказаться лицом друг к другу. Если они начинали плечом к плечу, то теперь возможны следующие варианты:

  • каждый разворачивается на 180о (например, если мало места), или
  • разворачиваемся на 180о, меняясь местами в паре (например, если мало места), или
  • каждый делает полный поворот и т.о. сохраняет направление движения (тогда вся часть выглядит как контрдансные сет и поворот).

Как видим, пока ничто не повлияло на выбор исходного положения.

На схемах показаны различные варианты рисунка танца во второй части.

  Начиная плечом друг к другу Начиная лицом друг к другу
B 1 — 2
B 3 — 4

Третья часть к оглавлению

3 Then face to face 6 singlis, eithir contary oder, and 3 retrettes ayen.

Что означает здесь“3”? Обычно это значит «повторить трижды», но хватит ли на это музыки?

Также проблематично истолковать слова “3 retrettes ayen”, так как в одних случаях «retrett» исполняется как двойной назад, а в других случаях — как простой назад. Возможно в сочетании с “ayen” это обозначает полный поворот и двойной, либо простой вперед.

В соответствующем разделе музыки тема в басу, занимающая 3 такта, проводится дважды: как раз достаточно для 6 простых шагов.Но если мы посмотрим музыку дальше, то увидим, что в следующем разделе до конца третьей части остается 3,5 такта. (Да-да, именно полтакта! Что Вы прикажете с ним делать?) В три целых такта укладываются “3 retrettes”, если они простые.

Так, опираясь на музыку, мы получаем следующую последовательность: начинаем лицом друг к другу, 6 простых в противоположных направлениях, затем 3 простых в другую сторону, полный поворот за первый простой и пауза.

Если вы начинали танец из разных концов залы, тогда сейчас вы должны оказаться на расстоянии примерно восьми шагов друг от друга, т.е. как бы поменяться исходными позициями. За 6 простых вы проходите друг мимо друга, оказываясь на расстоянии примерно 4-х простых. С этого момента вы начинаете двигаться в разные стороны. Чтобы оказаться лицом друг к другу надо развернуться на первом простом и приблизиться за оставшиеся 2 простых.

Из этого положения также можно двигаться, кружась, и зиг-загом. Кружась, вы не сможете достаточно близко подойти друг к другу (если только не будете двигаться по спирали), так что этот вариант не подходит. Движение по зигзагообразной траектории позволяет закончить шаги лицом к лицу.

При исходном положении «плечом к плечу» вы должны были закончить предыдущую часть танца лицом друг к другу (или развернуться в эту позицию на первом простом шаге). Теперь расходимся в паре за 6 простых: каждый идет налево, и сходимся за 3 простых (подобно двойным в черной аллеманде). Таким образом вы оказываетесь лицом друг к другу на расстоянии примерно шести шагов.

Оба исходных положения до сих пор подходят.

На схеме показаны различные варианты рисунка танца в третьей части.

  Начиная плечом друг к другу Начиная лицом друг к другу
C 1 — 6
D 1 — 4

Четвертая часть к оглавлению

2 Then a flowrdilice of both at oyns.
r Then change places and torne face to face. Then a flowrdelice and come togeder.

Опять же, что означает «2» или «r»? «2» может относиться к тому, что fleur-de-lis исполняется дважды. «R» может применяться в значении знака «&».

В «Temperants» встречается flourdelice на троих, очертания которого напоминают схематизированный цветок лилии (fleur-de-lis). Он занимает 8 тактов. Смена мест и разворот лицом друг к другу могут занять 4 такта. Из 32 тактов этой части последние12 тактов могут быть использованы на то, чтобы сойтись вместе.

А что представляет собой flourdelice для двоих или для одного? Занимает ли он также 8 тактов и выполняется ли он на тех же шагах, что и flourdelice на троих? Или же это нечто абсолютно другое?

Если исходить из того, что flourdelice для двоих в своей основе то же, что и flourdelice для троих, но без среднего танцора, получается следующее:

  • оба танцора разворачиваются наружу или меняются местами;
  • оба танцора делают простой шаг вперед, разворачиваются наружу за следующие два шага и делают прыжок;
  • оба танцора продвигаются снаружи вперед за двойной шаг.

Возвращаясь к сказанному ранее, замечу, что от размера начального шага зависит размер flourdelice. Так как, независимо от исходного положения, предыдущая часть закончилась лицом к лицу, здесь можно закончить плечом к плечу, глядя в одну сторону или, может быть, спиной к спине. Но если закончить спиной к спине, фигура может не быть похожа на цветок лилии.

Начальная позиция Позиция в конце третьей части Первый двойной шаг
Плечом к плечу На расстоянии шести шагов друг от друга Разворот наружу
Лицом к лицу на расстоянии 8 шагов Лицом к лицу Смена мест

В обоих случаях заканчиваем движение в положении плечом к плечу, лицом в одну сторону. После этого меняемся местами за двойной шаг и за другой двойной разворачиваемся друг к другу. Повторяем flourdelice.

Затем сходимся за последние 12 простых (или 6 двойных шагов). Что исполнять здесь? В некоторых итальянских танцах в конце танца повторяется предыдущая часть.

А может быть, повторить схему вступления? За первые 4 такта (4 простых или 2 двойных) сойтись лицом к лицу; развернуться за следующие 4 такта, но закончить плечом к плечу по направлению движения (или против, если мало места); и вместе двигаться вперед за последние 4 такта.

На схемах показаны различные варианты рисунка танца в последней части.

Флерделис
  Начиная плечом к плечу Начиная лицом к лицу
E 1 — 2
E 3 — 6
E 7 — 8
Позиция перед вторым флерделис
E 9 — 10
E 11 — 12
Второй флерделис
E 13 — 20
Сход
E 21 — 24
E 25 — 28
E 29 — 32