Танцы позднего Возрождения

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 04.09.2007 
(последнее обновление: 01.10.2007)

Автор: Sutton Julia
Cтатья опубликована: в составе книги «Courty Dance of the Renaissance», Dover Publications, Inc, New York, 1995, Translated and Edited by Julia Sutton (c) 1986, 1995 Julia Sutton
Перевод: Михайлова Мария
Статьи на эту тему: «Виды танцев в работах Фабрицио Карозо», «Диалог ученика и его мастера о подобающем поведении кавалеров и дам на балу и в прочих местах»

Место танца в обществе в эпоху позднего Возрождения
Оригинальные источники по танцам конца XVI – начала XVII веков, их современные переиздания, репринтные издания и переводы

Место танца в обществе в эпоху позднего Возрождения к оглавлению

В конце XVI века все полагали, что танец необходим обществу как средство игривого флирта для демонстрации изящества и очарования дам и силы и удали кавалеров. Балы устраивались по случаю всех значительных событий, общих и частных. Красота и утончённость каждого участника были важны для создания праздничной бальной атмосферы, подтверждения высокого социально-политического статуса хозяина и способствовали заключению браков, что в то время было чрезвычайно важно для поддержания структуры общества. Умение танцевать дворяне и подражающие им представители среднего класса оттачивали ежедневной практикой под руководством множества учителей, одним из которых и был Фабрицио Карозо да Сермонета (Fabritio Caroso da Sermoneta). То, насколько значительное место занимал танец в течение всего периода с XV по XIX века, нашло отражение, например, в неоплатонизме позднего Ренессанса, в стихах и в прозе:

Танец, о, прекрасная леди, возник тогда,
Когда дали ростки первые семена этого мира,
Когда огонь, воздух, земля и вода договорились
По совету Любви, властелина природы,
Оставить свою прежнюю борьбу
И в танце обрести такой порядок,
Чтобы весь мир стремился подражать им.
(сэр Джон Дэвис (Sir John Davies), «Оркестра, поэма о танце», Лондон, 1594)

Идеи неоплатонизма о том, что в танце гармоничные движения тела человека соответствуют человеческим движениям в упорядоченном мире и являются земным отражением танца небесных духов под музыку сфер, нашли самое полное и явное выражение в роскошных спектаклях, которые с огромными расходами устраивались по случаю больших празников, в итальянских «интермедиях», французских балетах и английских маскарадах. Сохранившиеся источники содержат много подтверждений того, что во время этих торжеств комплексное воздействие на восприятие оказывали великолепные костюмы, сладкозвучная поэзия на возвышенные темы, музыка всех видов для всех возможных музыкальных инструментов, танцы, разработанные специально для данного спектакля, прекрасный пейзаж и использование различной техники.

На самом деле, ни в этих спектаклях, ни на небольших балах, которые аристократы организовывали для своего развлечения, постановочные танцы не должны были ни раскрывать философские или эстетические идеи автора, ни демонстрировать разницу между профессиональными исполнителями и любителями. Обычно профессионалы и любители танцевали вместе, а принцы самой чистой крови персонифицировали высших богов. Поэтому танцы для подобных спектаклей содержали лишь чуть более утончённую и усложнённую версию обычных танцевальных шагов того времени. Так что учебники танцев предоставляют ценный материал по основам техники, стиля и хореографических решений сценических танцев, несмотря на то, что основное внимание они всё же уделяют танцам социальным. Также следует иметь в виду, что благодаря высокому статуса танца в придворной жизни и тому, сколько времени ему уделялось каждый день в образовании аристократа, мастерство, описанное в этих учебниках, значительно превосходит все наши представления о возможностях любительского исполнения.

В 1550-1610 гг., в период деятельности Карозо, придворные танцы были зафиксированы во множестве источников: пьесах, письмах, мемуарах, записках путешественников, изображениях и, самое главное, в трудах по музыке и хореографии. Рукописных источников мало и они незначительны по объёму, но шесть изданных в этот период учебников (Карозо, Арбо, Люций, Лупи и Негри) оставались непревзойдёнными по качеству и количеству до начала XVIII века. Они содержат описания шагов, ценные данные об этикете, несколько сотен описаний отдельных танцев и музыку к ним. Основные авторы (Карозо, Арбо и Негри) на момент издания своих произведений были уже пожилыми людьми, так что их учебники, безусловно, охватывают танцевальную традицию на протяжении всей второй половины XVI века. Однако тот факт, что учебники неоднократно перепечатывались, переиздавались и переводились вплоть до 1630-х гг., означает, что они оставались актуальными всю первую треть XVII века как минимум в Италии и Испании (судя по английским и французским публикациям начала XVII века, там уже начинали формироваться новые стили).

Оригинальные источники по танцам конца XVI – начала XVII веков, их современные переиздания, репринтные издания и переводы к оглавлению

  • Arbeau, Thoinot (псевдоним Жана Табуро). Orchésographie. Langres: Jehan des Preyz, [1588], 1589. Переиздано под расширенным названием в 1596. Факсимиле издания 1596, Geneva: Minkoff, 1972;
  • Копия, введение Laure Fonta. Paris: Vieweg, 1888;
  • Перевод на английский C. W. Beaumont. London: 1925. Репринтное издание, New York: Dance Horizons, 1968;
  • Перевод на английский Mary Stewart Evans. New York: Kamin Dance Publishers, 1948. Исправленное переиздание с новым введением и комментариями Джулии Саттон, примерами шагов и танцев в записиси Мирей Бакер (Mireille Backer). New York: Dover Publications, 1967. В этом издании содержится список переводов на другие языки, стр. 8;
  • Caroso, Fabritio. Il Ballarino. Venice: Ziletti, 1581. Факсимильное издание – New York: Broude Brothers, 1967;
  • Nobilità di Dame. Venice: il Muschio, 1600, 1605. Факсимильное издание – Bologna: Forni, 1970;
  • Raccolta di varij balli. Переиздание Nobilità di Dame с новым титульным листом. Rome: Facciotti, 1630;
  • de Lauze, F. Apologie de la Danse [London]: 1623. Факсимильное переиздание – Geneva: Minkoff, 1977. Оригинальный текст и перевод, музыка, дополнительные комментарии – Joan Wilderblood. London: Frederick Muller, 1951;
  • Lupi, Livio. Mutanze di gagliardia, tordiglionne, passo e mezzo, canari e passeggi. Palermo: Carrara, 1600;
  • Libro di gagliardia, tordiglionne….. Расширенное и дополненное переиздание вышеуказанного труда. Palermo: Maringo, 1607;
  • Lutij [Lutius], Prospero. Opera bellissima nella quale si contengono molte partite, et passeggi di gagliarda. Perugia: Orlando, 1587, 1589;
  • Negri, Cesare. La Gratie d’Amore. Milan: Ponti & Piccaglia, 1602. Переиздано как Nuove Inventioni di balli. Milan: Bordone, 1604. Факсимиле издания 1602 года – New York: Broude Brothers, 1969; а также Bologna: Forni, 1969;
  • Перевод на испанский дона Бальтасара Карлоса для Сеньора Конде – Don Balthasar Carlos, 1630. Madrid: Bibl. National, MS 14085.

Пять из изданных в XVI веке учебников танцев были выпущены в Италии, да и Негри пишет, что многие танцмейстеры-итальянцы работали во Франции, Испании, Нидерландах и германо-говорящих странах. Таким образом, вероятно, что в XVI веке Италия была королевой танца, так же как, видимо, это было и в XV веке. Отсутствие письменных источников не позволяет утверждать, что именно Италия определяла развитие танца в то время, но совершенно точно, что именно итальянские учебники содержат самые сложные и разработанные шаги, изысканные вариации на основе базовых связок, схемы постановочных танцев. «Орхезографию» Туано Арбо, единственный печатный учебник, изданный не в Италии, нельзя недооценивать, ведь он предоставляет обширную информацию по танцу во Франции, и является единственным серьёзным источником по многим танцам, которые, как известно, были популярны повсеместно, таким как бранли, вольта и «буффоны» (или «matassins»), но даже его легче воспринимать по сравнению с итальянскими источниками. Очень мало материалов сохранилось по танцевальной культуре Англии, Германии и Испании, хотя есть свидетельства, что танцевать в этих странах очень любили.

Ещё остаётся проделать огромную работу по оценке связей между учебниками XVI века и сложнейшими танцевальными традициями XV века, сходству и различию их хореографических приёмов. Но даже на первый взгляд музыка и хореография этих двух эпох очень схожи. Например, есть настолько обширные схождения в различных областях (общие правила и описания основных шагов) между двумя основными учебниками, “Il Ballarino” Карозо и “Le Gratie d’Amore” Негри, что остаётся предположить либо что один автор списывал у другого, либо что они оба пользовались каким-то общим источником, или группой источников, до сих пор неизвестными. Наличие такого сходства позволяет сначала рассмотреть в общих чертах все танцы эпохи Возрождения, обращая особое внимание на итальянские стиль и эстетику, прежде чем перейти к подробному рассмотрению “Nobilita di Dame”.

Судя по учебникам, на придворных балах в западной Европе и Англии были популярны танцы, рассчитанные на большое число исполнителей: торжественные танцы в колонне (например, павана), круговые танцы (например, бранли) и танцы на любое число пар в колонне с переменой мест (например, «Chiaranzana»). Существовало также и несколько популярных видов парных танцев, таких как паванилья, пассо меццо, канарио, гальярда и куранта. В итальянских источниках описано множество авторских танцев с уникальными названиями; часто их хореографический рисунок не позволяет отнести данный танец к одному стандартному типу, и эти танцы нередко составлены для трио, двух пар или какого-либо необычного числа исполнителей (например, «Ballo del Fiore» для пяти человек). Основная цель всех этих танцев – общение и развлечение. Игровые танцы, например, битва кавалеров и дам в «Barierra» Карозо (подражание одному из элементов всё ещё популярных в то время рыцарских турниров), а также вольта с её прыжками и объятиями, описанная у Арбо, придавали балам игривую атмосферу. Любовная игра явно заметна в танцах с поцелуями, таких, как гавот Арбо, постановочных танцах-погонях (например, «Caccia d’Amore» Негри) или танцах с переменой партнёров (вроде «Il Piantone» Карозо). Кавалеры могут вскружить дамам голову искромётной гальярдой, требующей настоящего балетного мастерства — например, прыжков с поворотами и такими высокими движениями ног, чтобы задеть расположенную высоко над полом ленточку, многочисленных поворотов на земле и в воздухе, быстрых киков. Дамы очаровывают точностью исполнения, но от них не требуется такой силы, как от кавалеров, да и их манера исполнения гораздо скромнее. Были танцы на любой вкус, с разным рисунком, рассчитанные на любой технический уровень исполнителя.

В целом стиль исполнения был схожим для кавалеров и дам, за исключением некоторых различий, вызванных их разной социальной ролью. Этот стиль прекрасно соответствует моде и этикету того времени. Шаги обычно невелики, спина прямая, руки практически неподвижны, как и в большинстве европейских народных танцев. Движения ног стремительные, сложные, быстрые, требующие большого навыка, силы и выносливости даже от дам. Носок не тянут, зато подвижны щиколотки, колени выпрямлены и даже плие (как элемент танца) и толчок еле заметны. Если руки свободны, ими можно хлопать, придерживать эфес шпаги или шляпу, нести цветок, но в целом руки обычно не поднимают выше головы и их движения редко бывают энергичными. Если кавалер танцует в плаще, то одной рукой, как правило, приходится его придерживать. И уж конечно, пола касаются только ноги танцоров и платье дамы. Во время танца, как и вообще в поведении в обществе, занимают важное место такие проявления этикета, как поклон или поцелуй руки.

Именно социальной целью танца обусловлено правило, что партнёры должны быть развёрнуты корпусом друг к другу или к другим участникам танца, что заставляет танцоров стараться произвести приятное впечатление. Обычно во время танца партнёры не подходят друг к другу ближе, чем необходимо, чтобы взяться за руки, но в некоторых танцах необходима и более близкая позиция. Рисунок танца всегда рассчитан на исполнение лицом к партнёру или партнёрам, и даже сценические танцы подразумевают общение между партнёрами. Например, построение in prospettiva явно обозначает расположение тацоров лицом друг к другу в парах по диагонали. Из источников следует, что при составлении танца учитывалась и зрелищность со стороны. Типичный танец на одну пару состоял из открывающих поклонов, прохода по залу, смены поочерёдно за правые и левые руки, S-образной фигуры с переменой мест и завершающей фигуры с поклонами. Другая возможная схема танца состоит в том, что партнёры по очереди исполняют вариации, третий вариант – одновременные параллельные движения в паре, четвёртый – повторение «припева» из одинаковых элементов после каждой фигуры. Танцы для большего количества участников включали в себя те же фигуры, что и парные танцы, плюс движение по кругу и смены.

Что касается самих принципов, по которым организуется танец, то в источниках XVI века практически нет данных по теории и эстетике танцев того времени. Видимо, само собой разумелось, что эти принципы всем известны. Авторы XVI века не пытаются представить, оправдать или охарактеризовать свою деятельность для последующих поколений; напротив, перед своими учениками они стараются представить танец как благородную деятельность, опираясь более древние представления (например, Арбо доходит до того, что пытается связать некоторые характерные танцы XVI века с древнегреческими видами танца). Пожалуй, Карозо уделяет больше всего внимания выражению в танце идеалов гуманизма. Его “vera” или “perfetta Theorica” («правдивая» или «совершенная теория»), подробно изложенная в “Nobilita di dame” – это идеал, к которому он постоянно обращается. Это представление о правильной симметрии и её следствиях. Если танцор следует правилам Карозо, все его движения имеют симметричное продолжение, любое движение он начинает с левой ноги, а затем зеркально повторяет его с правой, и вся его партия либо занимает половину музыкальной фразы, а во вторую половину он исполняет то же самое с другой ноги, либо целую фразу – тогда движения исполняются зеркально под её повторение. Аналогично, если партнёры менялись местами за правые руки, то они должны поменяться и за левые; если танцоры двигаются поочерёдно, то каждому даётся время на симметричное повторение движений. Другие учебники, например “Il Ballarino”, не уделяют так много внимания принципу симметрии, хотя и придерживаются его на практике.

Во всех учебниках того времени как по танцу (включая Карозо), так и по музыке постоянно фигурируют две близкие идеи – импровизации и вариативности. Обычно в начале автор приводит основные шаги, а затем прилагает список возможных вариаций, которые танцор может изучить и в результате приобрести богатый репертуар движений для танцев разных типов – паван, гальярд, тордильона, пассо меццо или канарио. Обычно эти вариации разделяют базовые связки движений на более маленькие единицы и заменяют одни элементы другими; они могут состоять из шагов, прыжков, подбивов, киков и поворотов, на месте или с продвижением, и требуют столько же времени, что и базовая последовательность. Так что по своей природе они схоже с passaggi, маленькими импровизациями и другими украшениями, столько характерными для танцев XVI — XVII вв.

Явно заметна связь между импровизацией и составной вариацией: для импровизации танцор применяет базовые шаги и связки шагов, а также все их варианты, какие только может вспомнить, и исполняет их так и тогда, как сочтёт нужным (конечно, если мастерство ему позволяет, он может придумать и изобразить что-то совершенно новое с сохранением стилистики, но обычно такая оригинальность не требуется). При составлении целой вариации (“mutanza”) танцор использует базовые связки шагов с применением подходящих вариаций из своего репертуара, и составляет из них последовательность, укладывающуюся под заданную музыкальную фразу. Такой составной танец от чистой импровизации отличает то, что танцоры заранее составляют из доступных им средств и запоминают рисунок танца. Напротив, небольшие украшения обычно бывают чисто импровизационными: отсутствие в описаниях танцев некоторых движений, приведённых в учебниках, свидетельствует, что эти движения были просто украшениями.

Из учебников следует, что кроме вариаций на основе базовой схемы шагов, возможны и изменения в порядке фигур танца. Например, когда танцоры спонтанно выбирают фигуры и партнёры могут танцевать одновременно или по очереди исполнять соло. В любом случае фигуры должны быть узнаваемы, даже если меняется их последовательность или отдельные детали исполнения. Едва ли требуется подчёркивать сходство между техникой составления танцевальных и музыкальных композиций заданной длины: в обоих случаях вариации и небольшие украшения укладываются в изначально заданную схему. Не вызывает сомнений, что музыканты импровизировали, исполняя раз за разом одни и те же 8 тактов танцевальной мелодии. К сожалению, в учебниках танцев практически не описаны танцевальные аналоги таких вариаций, так что нам приходится опираться на бесчисленные описания музыкальных вариаций и на учебники музыки того времени.

Таким образом, возможны танцы с оригинальной композицией, и именно таковы самые интересные и яркие танцы, но всё же в целом оригинальность не так важна. Танцевальная традиция, которую отражают учебники XVI века, в чём-то гораздо ближе к народным танцам и раннему балету, чем к современной театральной хореографии с её акцентом на индивидуальность.

Неизвестно, насколько народные и придворные танцы пересекались между собой в эпоху Возрождения. Несомненно, на всех этапах истории Запада придворные музыка и танец черпали свежие идеи, характер исполнения и дух времени из народного искусства и «экзотических» элементов (реально существовавших или выдуманных), и использовали их при дворе и на театральной сцене, пока снова не возникала необходимость в чём-то новом. Также известно, что одним из мощных импульсов в развитии искусства было подражание в народе увлечениям и вкусам аристократов. Похоже, что в XVI веке придворный танец отличался от народного только особым вниманием к элегантности, технике и стилю исполнения. Не вызывает сомнения, что многие фигуры, описанные в учебниках (хэй, движение по кругу, перемена мест и кружение с партнёром), входили и в народные, и в придворные танцы, и тайна их происхождения теряется в глубине веков. Современные народные танцы сохраняют свидетельства этой изначальной близости народных и придворных танцев: кик в гальярде очень похож на шаги современной итальянской тарантеллы; основная вариация и прыжки гальярды очень близки с основными движениями и прыжками традиционного английского танца «Morris»; сходство шагов и общего облика итальянских танцев XVI века и современных балканских и греческих народных танцев настолько глубоко и обширно, что не заметить его невозможно; но самое явное свидетельство – виртуозные мужские партии в танцах басков. Таким образом, остаётся только констатировать, что существовала общая танцевальная культура, не имевшая чётких сословных рамок, элементы которой сохранились поныне в некоторых регионах Европы и полностью исчезли в других. Видимо, именно танцы Карозо наиболее полно отражают основные особенности этой культуры.

Сложно зафиксировать влияние народного танца на придворный; с другими видами искусства, распространёнными в то время, дело обстоит проще, хотя и не совсем очевидно. Внимания исследователя заслуживают фехтование и верховая езда, поскольку они играли важнейшую роль в воспитании дворянина (ведь война была его профессией) и их позиции, терминология и техника обнаруживают значительное сходство с танцами того времени. Например, Арбо характеризует танец как мирную замену войне, которая требует столько же сноровки, как фехтование и теннис, но в то же время позволяет привлечь внимание дам; при описании гальярды он использует терминологию, взятую из фехтования. Негри упоминает нескольких учителей танцев, которые одновременно преподавали фехтование и верховую езду. Он также создаёт для молодых людей благородного происхождения танцы-поединки с использованием шпаги и кинжала или шпаги и маленького щита – баклера. У Карозо нет прямых отсылок к фехтованию и другим военным искусствам, но его знакомство с ними проявляется в описании четырёх версий «баррьеры», где он призывает двигаться, «как во время поединка». Танец, фехтование и верховая езда были основой физического воспитания молодых дворян и неотъемлимой частью их образа жизни. Они в равной мере требовали силы и умения, и по-видимому, имели одинаковый статус. Каждый, кто стремится в полной мере овладеть танцевальной культурой Ренессанса, должен иметь представление о месте, которое занимал танец среди других занятий аристократов.