Автор: Джозеф Кассаза
Оригинал статьи:Evidence for English Country Dances in the Sixteenth Century
Перевод: Юлия Лаврецова, Юлия Сальникова
Несмотря на то, что рост популярности контрдансов в Англии и при дворе и среди представителей более низкого сословия, казалось бы, приходится на XVI век, проблема реконструкци и того, как могли выглядеть в этот период танцы, более известные со времен Джона Плэйфорда, английского преподавателя танцев (1651), остается. Первое издание Плэйфорда в большей степени было ретроспективным, многие мелодии,опубликованные в нем, можно найти в публикациях и музыкальных манускриптах XVI и начала XVII веков. Но что за контрдансы были известны в XVI веке?
Как было упомянуто выше, многие из мелодий в первом издании Плэйфорда можно обнаружить в источниках, датированных XVI веком. Многие из этих мелодий, ассоциирующихся с контрдансами, были изначально мотивами песен, романсами или популярными в то время балладами, но нельзя полагать, что, так как мелодия была известна с XVI века, то есть «соответствующий» ей контрданс, и уж тем более, что у Плэйфорда есть «соответствующая» ей хореография. Список, приведенный ниже, не является перечнем мелодий XVI века, соответствующих определенным контрдансам. Здесь просто перечислены танцы, упоминающиеся в источниках XVI века, причем преимущественно литературных. Музыка или название песни XVI века может быть использовано как доказательство существования контрдансов в тот период только тогда, когда источник конкретно утверждает, что это мелодия контрданса, или когда контекст убедительно подтверждает вывод о том, что мы имеем дело с мелодией для контрданса. Например, «Все в саду зеленое» («All in a Garden Green», Плэйфорд, 1651) определенно является мелодией XVI века, но нет ни одного упоминания, датированного XVI веком, о нем как о контрдансе, и не обнаружено ни одного источника XVI века, в котором эта мелодия представлена именно как мелодия для контрданса.
Изучая источники, не всегда можно сказать, являются ли все танцы, упомянутые в одном контексте, одного рода. Для некоторых из приведенных ниже названий есть некоторые сомнения, следует ли называть их контрдансами, хотя они упоминаются наряду с другими танцами, определенно ими являющимися. Но для создания полного представления перечислены все названия танцев.
Нужно быть очень осторожными, когда мы находим в источниках XVI века контрдансы, позже описанные Плэйфордом. В нижеприведенном списке «звездочкой» помечены танцы, хореография которых есть у Плэйфорда (1651), но нет особых причин предполагать, что хореография танца за пятьдесят или более лет, прошедшие между упоминанием в источнике XVI века и описанием у Плэйфорда, осталась неизменной. За эту половину века произошли значительные изменения в хореографи и даже сравнительно простых бранлей, как показывает сравнение «Орхезографии» Арбо (1589) и «Апологии танца» де Лоза (1623). С другой стороны за временной отрезок той же длины (вторая половина XVII века) имели место изменения в контрдансах, которые можно проследить по различным изданиям Плэйфорда. Нам следует воздержаться от «навязывания» Плэйфордовской хореографии танцам XVI века. В список включен один источник, относящийся уже к началу XVII века, так как в нем могут упоминаться танцы, известные в конце XVI века.
Список составлен на основе сведений, найденных у Вильяма Чэппела, в книге «Литературные баллады и популярная музыка в старину», Нью-Йорк, Довер, 1965 у Клода M. Симпсона, в книге «Британская баллада „броадсайд“[1] и музыка для нее», Нью-Брунсвик, Типография Университета Рутгер, 1966, а также в статье Мелузин Вуд, «Несколько замечаний об английских контрдансах «до Плэйфорда» в Журнале Английского Общества Фольклорного Танца и Песни, том. 3, №. 2, декабрь, 1937, и Дж. П. Канингема, «Контрданс – ранние упоминания», Журнал Английского Общества Фольклорного Танца и Песни, том. 9, №. 3, декабрь, 1962. Спасибо также участникам «RENDANCE» (rendance@morgan.ucs.mun.ca), которые предоставили дополнительную информацию.
Я включил «Туркелон», «Рожеро», и «Базилино» в список контрдансов из-за контекста, в котором они появляются в «Возьми с собой в Саффрон-Уолден»:
Или сделать как Дик Харви, который, проповедуя против танцев, в ярости три раза повалил кафедру, с которой вещал, одним воскресным вечером, когда его жена или любовница задирала ноги на лугу, ногу туда, ногу сюда, живо как это может быть в Рожеро, Базилино, Туркелоне, Цветах ракитника, Черном перце, Зеленых рукавах, Пегги Рамси, он пришел туда, притаился за деревом и смотрел.
«Зеленые рукава», как и «Рожеро» является отсылкой к общему музыкальному мотиву (Романеска), на основе которого могло быть написано множество мелодий и вариаций, и идентификация с определенным танцем затруднительна.
Есть мелодия XVI века для «Тряски саванами» в «Книге танцевальной лютни», но она отличается от той, которую предлагает Плэйфорд для «The Night piece, or The shakingof the Sheets.». Последняя появилась без дополнительного названия в издании Плэйфорда 1651 года. Невозможно сказать является ли Плэйфордовский танец тем же танцем XVI века, но с новой мелодией, или это абсолютно другой, которому присвоили дополнительное название «Тряся саваном».
[1] — Баллады «броадсайд»: Фольклорная музыка первоначально рассматривалась как народная традиция, в которой песни передавались устно. На самом деле, «печатная» фольклорная музыка была популярна в течении более чем четырехсот лет, начиная с XVI-го века. Слова к популярным песням были напечатаны на листках различной длины. Они стали известны как «броадсайдс». Изначально у «броадсайдс» музыки не было, но помечалось, что слова можно было положить на популярную мелодию. «Броадсайдс» были популярны в Британии, Голландии, Франции, Италии, Испании и Германии, позже в Америке. Интересно, что многие ранние ученые разделяли баллады и «броадсайды», рассматривая «броадсайды» как «жалкое подобие оригинала». Баллады «броадсайд», Лесли Шепард. ЛегасиБукс, Хэтборо, PA 1962, 1978.