Авторы: Dani of the Seven Wells
Оригинал статьи: The Origin of English Country Dance
Перевод: Юлия Лаврецова, Лидия Сафро
Плейфорд — это целая эпоха. Мы признаем его «Английского танцмейстера», вышедшего в 1651 году (в 1650, если вдаваться в тонкости), как первый опубликованный документ, посвященный танцу, зародившемуся ранее 1600 года, и те танцы, которые мы там находим, являются важной частью нашей возрожденной культуры. Я не буду возражать против этого: английский контрданс является важной составляющей Средневековой культуры, как это и должно быть, и мне бы не хотелось, чтоб это было утрачено. Но следует помнить, что это продукт XVII века.
В отрывке из «Жалобы Шотландии» (1548 г.) описаны пастушеские праздники и танцы, которые танцевали пастухи:
Список нам знаком — перечисление обычных французских танцев. Но они танцевались под английские мелодии, которые впоследствии могли быть использованы для английских контрдансов:
Все это — знакомые нам названия английских контрдансов и старинных баллад. Другой характер музыки был причиной возникновения особого английского стиля, отличного от принятого среди французских крестьян.
Неясно, в какой момент и до какой степени особый стиль развился в особую форму, но в 1572 году королева Елизавета I, посещая замок Уорвик, видела местных крестьян,
Кто-то полагает, что она видела не местные вариации бранлей и паван.
Заинтересованность королевы контрдансами [2] продолжалась в течение 30 лет ее правления, и нет нужды говорить, что то, что интересует королеву, интересует весь двор. Так, во время ее визита в 1591 году в Каудрей для королевы танцевали местные жители «и лорд Монтагю со своей женой среди них, к великому удовольствию всех наблюдавших и к вежливым аплодисментам ее Величества». [3]
В то время одобрение ее величества было всем, и неудивительно, что мы читаем о том, что контрдансы танцевались при дворе все чаще.
Придворным, привыкшим к сложности итальянских танцев, исполнявшихся в то время, однако, контрдансы стали очень быстро надоедать. В них не было никаких сложных фигур — по сути, никаких фигур вообще.
В качестве доказательства происхождения этих танцев можно привести, как наиболее близкую по контексту, поэму Сэра Джона Дэвиса «Оркестра», написанную в 1596 г., в которой развитие танца от простого к сложному используется как аллегория перехода от Хаоса к Порядку при помощи Любви. Нет причин сомневаться в точности любых характеристик старых и новых танцев в этой поэме: [4]
«...
Потом сперва он показал простые семь движений,
Которые в природе он нашел,
Вверх-вниз, вперед, назад опять,
В ту сторону и в эту, а после поворот;*
*Так Жизнь их учит танцевать.
Откуда тысячу бранлей, которые учил
Собрал он и всегда они кончались поворотом.
Когда придет волна Кругов и Контрдансов,
Ведя свой танец полноводною рекой
Вниз к морю, собирая все притоки,
Ведя свой путь сквозь тучные поля:
Когда же наконец достигнет устья
Преграды на пути преодолев,
Соединившись с Морем, бег закончит.
И так, когда впервые Он возглавил их,
И сделал он сначала множество вещей,
Учил он их ходить в кругу и в переплете хея,
И вкруг деревьев собираться в хороводы:
Так два Медведя, чьи первые движенья
С коротким поворотом вкруг небесной оси,
Кружась, навечно в танце пребывают.
А после, как люди выросли и просветились,
Он дал им более торжественные, чинные Мезуры,
Исполненные истинной гармонии и красоты порядка,
И с отражением на каждое движенье тем же,
Так что оценивающие взоры найти огреха не могли;
Для взгляда каждого он двигался
С спокойствием чудесным и милым очарованием.
...»
Можно видеть, что Джон Дэвис подразумевал под контрдансами в старинном стиле: круговые танцы, иногда танцевавшиеся вокруг центра, например дерева. Таковыми были хеи. Таковыми были бранли. (Последние могли представлять собой танец в линию, который заканчивался в кругу). Скучно, глупо, нерадостно.
Тогда придворные начали модифицировать эти танцы. Были добавлены, «так как люди выросли и просветились», фигуры в итальянском стиле, танцы стали более «хореографичны».
Многие из особенностей, которые мы рассматриваем, как характеристики английских контрдансов, существовали в итальянских танцах XV и XVI веков, включая такие истинно английские контрдансные фигуры, как «sides», «arms», и «sets». Ритм мог быть другим, движения ног более сложными, но существует большое число итальянских танцев, которые, упростив шаги и подогнав под английскую мелодию, легко превратить в английский контрданс. Например:
Нет, это не ранняя версия «Hole in the Wall». Это «Anello» Доменико ди Феррара (1440 г.), отрывок из руководства по движению ног. [5]
Мало сомнений в том, что в это время английский двор заимствовал некоторые особенности скорее итальянской культуры, чем французской. (Наверное, достаточно упомянуть, что королева была известна как любительница танцев в итальянской манере.) Этот танец, как и другие схожие с ним, мог предоставить материал, посредством которого обогащались схемы и хореография старых контрдансов.
К 1600 году существуют два различных стиля контрдансов, и королева садилась и «смотрела, как леди танцуют старые и новые контрдансы под звуки маленького барабана и дудки». [6]
Новый стиль был эклектичен. Он оставил некоторое черты старинных танцев, перенял кое-что из заграничных, заимствовал что-то у танцоров морриса. [7] Моррис к тому времени относительно недавно пришел из Испании и с материка.
И в последующие десятилетия этот стиль классифицировали как старый танец. [8]
В следующие десятилетия семнадцатого столетия возникли танцы, позже собранные Плейфордом.
Сравнение первоначальной версии «Английского танцмейстера» с более поздними изданиями показывает, что в 1650 году английские контрдансы были вариантом преобразования старых форм танца. В течение века танцы для сетов из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту». К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались в лонгвеях для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих.
Эти танцы распространились за пределы Англии, зарабатывая международную популярность. В Европе они стали в большей степени формализованными (перед тем, как выйти из моды). В Америке они дали начало контрадансу («контра» — от «кантри» (деревня), а не от — «противоположный») и кадрили.
Первые издания Плэйфорда дают нам наиболее ранние и максимально разнообразные формы танцев, среди которых танцы с сетами, фигуры, танцы с поцелуями, [10] круговые танцы, кадрили, и всегда популярные танцы в лонгвеях. Таким образом, мы предпочтем брать наши английские контрдансы из таких изданий, особенно из первого. Но не следует думать, что первое издание соответствовало тому времени в той степени, в которой не соответствовали более поздние. Так же не следует отказываться от выбора танцев из более поздних изданий (таких как «Sellinger\’s Round», который не существовал в той форме, которая нам известна, до 1670 года), когда мы чувствуем, что они подходят.
Чтобы не отклоняться от темы, в статье было отведено мало места как развитию ранних форм английских контрдансов от ранних бранлей и каролей, так и эволюции английских контрдансов после 1600-х годов, основное внимание концентрируется на промежуточном периоде, в течение которого старые контрдансы стали развиваться по-новому.
Я описал эволюцию английских контрдансов таким образом, как, по моему мнению, это происходило, но следует понимать, что точные доказательства этого весьма малочисленны: копии всех существующих «до-семнадцативечных» источников по английским контрдансам (помимо двух больших цитат, приведенных выше) могут легко поместиться на одну страницу. Вот почему я был бы весьма рад узнать (непосредственно от читателей или же на страницах «Письма»), что кто-нибудь из читателей может пролить свет на данный вопрос: это поможет найти другие подходящие источники или просто внести большую ясность в излагаемую мысль.
Замечание: Нужно отметить, что большинство этих источников — вторичны, все, кроме одного, взяты из журнала Английского Общества Народного Танца и Песни. Эти статьи, в свою очередь, обращаются к другим первичным или вторичным источникам, но большинство из них я отдельно не указывал. Своим появлением эта статья в большей степени обязана работе Вуда 1937 года.
[Рис. 1 взят из журнала Английского Общества Народного Танца и Песни, том VIII, № 2, декабрь 1957 и изображает «Круговой танец на античный манер», резьба по слоновой кости, Константинополь, около 1460-1470 гг.]
[1] Николс, том 1, с. 319
[2] Самое раннее появление термина — в пьесе, датированной 1577 годом
[3] Николс, том 3, с. 95
[4] Заметки на полях в поэме были в исходном манускрипте.
[5] Вуд, 1937.
[6] Сидней, цитируется по Чамберсу, том 4, стр. 112
[7] Попытки проследить возникновение моррисов до времен друидов так же бесполезны, как проследить танцы Плэйфорда до незапамятных времен;
[8] Известно, что «Sellenger\’s Round», «The Shaking of the Sheets», «Trenchmore»и некоторое количество других подобных танцев танцевали в XVI веке, но как они танцевались, мы не знаем. Мы можем предположить, что их первоначальные версии оказали влияние на более поздние (например, у нас есть источник 1592 года, в котором указано: «старинная пляска, обычно называемая „Sellenger\’s Round“») и мы можем предположить, что их танцевали под те же мелодии, но не можем думать, что Плейфорд их бы распознал. (В качестве примера можно привести тот факт, что «Тренчмор» у Плейфорда — это танец в колонне для любого возможного числа танцоров, в то время как в самом раннем источнике (1551) упоминается, что для него требуется три танцора.)
[9] Щедрость Бахуса, возможно, под псевдонимом Филипп Фулфэйс
[10] В шестнадцатом веке только в Англии считалось обычным целоваться на людях, в других европейских странах это считалось грубым.