Автор: Евгения Соленикова
Этот танец известен с конца XVIIIв. (Money Musk – это название местечка в Шотландии): впервые он упоминается у Томпсона в Thompson’s Complete Collection of Country Dances and Cotillons в 1780-м г., но в данном сборнике присутствует только мелодия (Keller 2006: Title Index-MO). Однако то, что она была опубликована в сборнике танцев свидетельствует, что уже в 1780-м г. Money Musk воспринимался как танец.
С 1785 г. этот страспей регулярно публикуется со схемой танца:
(Keller 2006: Title Index-MO)
Эти зашифрованные схемы показывают, что в конце XVIII века Money Muskk танцевался одинаково практически везде (с небольшими расхождениями в конце схемы).
Но были и другие варианты исполнения танца: так, The gentleman & lady’s companion считает, что танцевать нужно на 24 такта следующим образом: вшестером полкруга влево и вправо; первый и второй кавалеры балансе друг другу (?) и поворот друг с другом за руки, одновременно то же самое делают леди; первая пара — вниз по сету и наверх, cast off, right and left (с первой парой — ?)
Six hands half way round and back, first and second gentlemen balance together and turn round, the 1st and 2nd ladies do the fame, down the middle, up again, cast off, right and left.
(The gentleman & lady’s companion 1798:17)
Right and left — необходимая принадлежность почти любого контрданса, напечатанного в этой книге. А связка down the middle, up again, cast off, right and left встречается в этом сборнике примерно в каждом втором контрдансе. Возможно, здесь зафиксирован какой-то локальный вариант контрдансной традиции, распространенной в Норвиче — так как общего со схемой «классического» Money Musk нет в этом варианте ничего.
Томас Вилсон предлагает танцевать Money Musk в двух вариантах: на 16 и на 32 такта (или в одном на 48, если считать single и double двумя частями одного танца):
1) Первая пара танцует восьмерку вокруг второй; двигается вниз по сету и наверх, сет верхней паре;
2) Верхняя пара кружится за правые руки вокруг одной пары, затем то же самое за левые; три пары танцуют фигуру «set three across», затем фигуру, «set three in your places»; все в сете круг за руки, а затем возвращаются на места; проход через верх и низ
(Wilson 1809:80)
Для наглядности, приведу эту же запись в коде:
(Keller 2006: Title Index-MO)
Первый вариант с Money Musk не имеет ничего общего, второй – очень вольная трактовка общераспространенной схемы.
Надо отметить, что Money Musk был широко распространен – даже в России, где не очень любили лонгвеи, его танцевали, что подтверждается Петровским:
«Можно бы еще писать о других, не столь употребительных танцах, как то: о Moнимаске, Монферино, à la Greque и пр. — но оставляю оные до времени более приятнаго.»
(Петровский 1825:129)
В сер. XIX в. Money Musk упоминается в COUNTRY DANCE & QUADRILLE. A defence of the old dancing. Томаса Мура:
(Moore: 22 абзац)
В этом фрагменте говорится не о мелодии Money Musk, а о мелодии от [контрданса] Money Musk – что подтверждает, что мелодия и схема в сознании людей того времени были нераздельны, а сам контрданс воспринимался как родной Британский танец.
Во второй половине века формы танца уже не меняются – во всех 14 книгах, где было найдено его описание (напр., Carpenter 1882; Link 1893; Hillgrove 1863; Hillgrove 1857; Brookes 1867; How to dance 1878; Bonstein 1884; Kopp 1896; The ball-room manual of contra dances 1863; Elmwell 1892; French 1893; Howe 1858; Howe 1862; Howe 1886), схема остается стандартной, на 32 такта:
Такты | Описание |
---|---|
1–8 | первая пара делает полтора оборота за правые руки и спускается на второе место: дама – cast off, кавалер проходит между второй парой и встает на место второй дамы; |
9–16 | все пары сходятся – расходятся; первая пара за правые руки делает поворот на ¾ круга и встают кавалер – между второй парой, дама – между третьей; |
17–24 | все вместе (новыми шеренгами) сходятся – расходятся; первая пара за правые руки докручивается еще на ¾ круга и встают на вторые места на правильные стороны; |
25–32 | right & left (первая и вторая пары) |
Стандартной является только схема, описания же разные авторы составляли по-разному, с указанием большего или меньшего количества подробностей. Различия принципиальные были только в одном – когда первой паре спускаться на второе место – в конце первых восьми тактов (что, с моей точки зрения удобнее), или в начале вторых восьми тактов (вариант, распространенный чаще). Т. о. вариант середины века в целом сохраняет все ту же устоявшуюся схему Money Musk , известную с конца XVIII века. В настоящее время этот контрданс продолжает существовать в живой шотландской традиции, но его формы несколько изменились:
Такты | Описание |
---|---|
1–8 | 1s turn RH & cast to 2nd place, turn 1.1/4 times LH to end 1L between 2s to face 1M between 3s |
9–16 | 2s+1s+3s set twice 1s turning onto opposite sides & all set twice |
17–24 | 2s+1s+3s circle 6H round & back |
25–32 | 1s dance reels of 3 on sides giving RSh to person on their Right & 1s cross RH to places |
Здесь как и раньше сохраняется связка проворот одной пары – совместное движение всей шеренги (только это не движение вперед – назад как в середине века, а классический сет – движение вбок – впрочем, мы не знаем, в каких формах сет в этом танце исполнялся в XVIII-м веке).