Автор: Gray Norman
Оригинал статьи: http://members.ozemail.com.au/~grayn1/gresley/interpgr.html
Перевод: Шестопалова Наталья, Смольнякова Екатерина
Статьи на эту тему: «Шаги и музыка в манускрипте Гресли», «Танцы из коллекции манускриптов Гресли», «Связь с итальянской традицией в английских танцах эпохи первых Тюдоров»
Введение
Допущения и предположения
Prenes on Gre
Исходная позиция
Вступление
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Интерпретация танцев наподобие обсуждаемого является результатом совместных усилий:
Для всех подобных танцев расшифровываются как схема танца, так и музыка к нему. Одно помогает другому: иногда танец помогает интерпретировать нотной текст, иногда музыка определяет танец. Мы обращали внимание на «такты» музыки, пытаясь понять, как они соотносятся с движениями танца. Я также рассматриваю вероятность того, что танцы из коллекции Гресли были созданы для лошадей.
Что же в конце концов нам так и остается неизвестным?
Интерпретация музыкального сопровождения к танцу | Аранжировка музыки в трех частях |
Этот танец очень хорошо подходит для обсуждения проблем интерпретации танцев из коллекции манускриптов Гресли, поскольку при работе с ним возникают следующие сложности:
Первый вопрос, который у нас возникает — это как начать танец. Поскольку он на двух исполнителей, возможно следующее расположение партнеров:
Возможно, вступление создаст представление об исходном положении.
“Ather torne other aboute” может означать полный оборот за 4 простых, или полуоборот за 2 (или 4) простых шага.
“Agen” в конце означает “again”, т.е. «повтор» или “against”, т.е. «в обратном направлении».
Проблема в том, что музыка вступления представляет собой четырехтактовое построение, повторенное трижды, что составляет 12 тактов (или простых шагов), тогда как описание танца подразумевает 14 или 16 шагов.Необходимо принять какое-то решение.
Мы можем предположить, что музыка должна была повторяется четыре раза и содержать:
Или же мы можем предположить, что нам нужно сделать поворот за два последних шага из первых шести и два первых шага из вторых шести, что в большей степени отвечает музыкальной структуре. Таким образом, получается 4 простых вперед, 4 простых на поворот, 4 простых вперед.
Все это осуществимо, если партнеры встанут либо плечом к плечу, либо лицом друг к другу на расстоянии примерно восьми шагов. Впрочем, при начальной позиции «плечом к плечу» поворот друг вокруг друга выглядит довольно неуклюже, что может служить аргументом против этой версии. Проще будет, если на четвертом шаге танцоры будут стоять лицом друг к другу и закончат поворот, вдвоем развернувшись в одном направлении.
Итак, пока мы имеем две исходные позиции; возможно вскоре останется лишь одна?
Приведенные ниже схемы отражают различные варианты рисунка танца во вступлении.
Начиная плечом друг к другу | Начиная лицом друг к другу | |||
---|---|---|---|---|
A 1 — 4 | ||||
A 5 — 8 | ||||
A 9 — 12 |
Под словом “rak” (также “rakes”, “rake” и “raks”) может подразумеваться “rake” (грабли, скрести, загребать). В то время это слово употреблялось, по-видимому, в связи с животными и означало конский шаг, гончих и ястребов на охоте, нежирную часть овечьей туши, а также действие, производимое садовыми граблями.
Из приведенных значений нам пригодятся конский шаг и садовые грабли. Под конским шагом подразумевается движение, в котором принимают участие четыре ноги, причем ноги, находящиеся с одной стороны, двигаются одинаково. Я рассматриваю этот шаг как нечто вроде континенцы, шага в сторону (либо немного вперед или назад, в зависимости от ситуации), во время которого движение ног подчеркивается движением одноименного плеча. Другую ногу подтягиваем («rake») по полу, чтобы закрыть шаг.
На исполнение второй части танца отводится 4 такта музыки. Вообще «rak» выполняется за один такт, а поворот за два. Я думаю, здесь два «rak» и двойной шаг на поворот.
Если партнеры начинали танец из разных концов залы, сейчас им нужно развернуться на 180о, чтобы снова оказаться лицом друг к другу. Если они начинали плечом к плечу, то теперь возможны следующие варианты:
Как видим, пока ничто не повлияло на выбор исходного положения.
На схемах показаны различные варианты рисунка танца во второй части.
Начиная плечом друг к другу | Начиная лицом друг к другу | ||||
---|---|---|---|---|---|
B 1 — 2 | |||||
B 3 — 4 |
Что означает здесь“3”? Обычно это значит «повторить трижды», но хватит ли на это музыки?
Также проблематично истолковать слова “3 retrettes ayen”, так как в одних случаях «retrett» исполняется как двойной назад, а в других случаях — как простой назад. Возможно в сочетании с “ayen” это обозначает полный поворот и двойной, либо простой вперед.
В соответствующем разделе музыки тема в басу, занимающая 3 такта, проводится дважды: как раз достаточно для 6 простых шагов.Но если мы посмотрим музыку дальше, то увидим, что в следующем разделе до конца третьей части остается 3,5 такта. (Да-да, именно полтакта! Что Вы прикажете с ним делать?) В три целых такта укладываются “3 retrettes”, если они простые.
Так, опираясь на музыку, мы получаем следующую последовательность: начинаем лицом друг к другу, 6 простых в противоположных направлениях, затем 3 простых в другую сторону, полный поворот за первый простой и пауза.
Если вы начинали танец из разных концов залы, тогда сейчас вы должны оказаться на расстоянии примерно восьми шагов друг от друга, т.е. как бы поменяться исходными позициями. За 6 простых вы проходите друг мимо друга, оказываясь на расстоянии примерно 4-х простых. С этого момента вы начинаете двигаться в разные стороны. Чтобы оказаться лицом друг к другу надо развернуться на первом простом и приблизиться за оставшиеся 2 простых.
Из этого положения также можно двигаться, кружась, и зиг-загом. Кружась, вы не сможете достаточно близко подойти друг к другу (если только не будете двигаться по спирали), так что этот вариант не подходит. Движение по зигзагообразной траектории позволяет закончить шаги лицом к лицу.
При исходном положении «плечом к плечу» вы должны были закончить предыдущую часть танца лицом друг к другу (или развернуться в эту позицию на первом простом шаге). Теперь расходимся в паре за 6 простых: каждый идет налево, и сходимся за 3 простых (подобно двойным в черной аллеманде). Таким образом вы оказываетесь лицом друг к другу на расстоянии примерно шести шагов.
Оба исходных положения до сих пор подходят.
На схеме показаны различные варианты рисунка танца в третьей части.
Начиная плечом друг к другу | Начиная лицом друг к другу | |||
---|---|---|---|---|
C 1 — 6 | ||||
D 1 — 4 |
Опять же, что означает «2» или «r»? «2» может относиться к тому, что fleur-de-lis исполняется дважды. «R» может применяться в значении знака «&».
В «Temperants» встречается flourdelice на троих, очертания которого напоминают схематизированный цветок лилии (fleur-de-lis). Он занимает 8 тактов. Смена мест и разворот лицом друг к другу могут занять 4 такта. Из 32 тактов этой части последние12 тактов могут быть использованы на то, чтобы сойтись вместе.
А что представляет собой flourdelice для двоих или для одного? Занимает ли он также 8 тактов и выполняется ли он на тех же шагах, что и flourdelice на троих? Или же это нечто абсолютно другое?
Если исходить из того, что flourdelice для двоих в своей основе то же, что и flourdelice для троих, но без среднего танцора, получается следующее:
Возвращаясь к сказанному ранее, замечу, что от размера начального шага зависит размер flourdelice. Так как, независимо от исходного положения, предыдущая часть закончилась лицом к лицу, здесь можно закончить плечом к плечу, глядя в одну сторону или, может быть, спиной к спине. Но если закончить спиной к спине, фигура может не быть похожа на цветок лилии.
Начальная позиция | Позиция в конце третьей части | Первый двойной шаг |
---|---|---|
Плечом к плечу | На расстоянии шести шагов друг от друга | Разворот наружу |
Лицом к лицу на расстоянии 8 шагов | Лицом к лицу | Смена мест |
В обоих случаях заканчиваем движение в положении плечом к плечу, лицом в одну сторону. После этого меняемся местами за двойной шаг и за другой двойной разворачиваемся друг к другу. Повторяем flourdelice.
Затем сходимся за последние 12 простых (или 6 двойных шагов). Что исполнять здесь? В некоторых итальянских танцах в конце танца повторяется предыдущая часть.
А может быть, повторить схему вступления? За первые 4 такта (4 простых или 2 двойных) сойтись лицом к лицу; развернуться за следующие 4 такта, но закончить плечом к плечу по направлению движения (или против, если мало места); и вместе двигаться вперед за последние 4 такта.
На схемах показаны различные варианты рисунка танца в последней части.
Флерделис | ||
---|---|---|
Начиная плечом к плечу | Начиная лицом к лицу | |
E 1 — 2 | ||
E 3 — 6 | ||
E 7 — 8 | ||
Позиция перед вторым флерделис | ||
E 9 — 10 | ||
E 11 — 12 | ||
Второй флерделис | ||
E 13 — 20 | ||
Сход | ||
E 21 — 24 | ||
E 25 — 28 | ||
E 29 — 32 |