Проблема термина fioretto spezzato Негри (The Problem of Negri's Term fioretto spezatto) (пер. с англ.)

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 22.01.2007 
(последнее обновление: 14.04.2008)

Автор: Daye Anne
Статья опубликована: в журнале «Historical dance» (Vol. 2, No. 5 1986/7) (c) 1987 Dolmetsch Historical Dance Society
Оригинал статьи:
http://www.dhds.org.uk/jnl/pdf/hd2n5p03.pdf
Перевод: Смольнякова Екатерина, Михайлова Мария

В третьей части трактата «Gratie d'Amore» (Изящество любви) Негри обратил свое внимание на балли. В первую очередь он привел буквенный код для сокращений названий шагов; затем он описал шаги балли. В своих описаниях танцев он использует и сокращения, и полные названия, однако существует заметное несоответствие в случае таких шагов, как fioretto (фьоретто) и seguito spezzato (спецато).
В таблицу сокращений он включил:

Li jioretti spezzati per un' .SP.
Li fioretti in saltino per un' .F.

Не приведено никаких сокращений для seguito spezzato. В разделе описаний шагов он предусматривает:


seguito spezzuto (Правило №12)
seguito spezzato al canario (Правило № 15)
jioretto ordinario (Правило №24)
jioretto batutto al canario (Правило №25)


Описания для fioretto spezzato нет. Изучая описания танцев мы обнаружили, что Негри использует только .SP., jioretti .SP., fioretto in saltino, fioretto ingagliarda и .F.. Шаг под названием seguito spezzaw не встречается. В «Il Canario» (Канарио) и соответствующих частях танцев он использует fioretto .SP. schisciati и fioretti .SP. del Canario, а не seguito spezzaw al canario. Вместе с seguito ordinario, jioretto spezzato — один из самых часто встречающихся шагов в его балли. Из работ Карозо и Лупи мы знаем, что одним из самых часто встречающихся в их балли шагов является seguito spezzaw. Есть два способа объяснить это несовпадение: либо Негри опустил описание основного танцевального шага, либо fioretto spezzato и seguito spezzato употребляются им как синонимичные термины. Я намерена продемонстрировать, что второе объяснение более вероятно. В первую очередь я обращусь к тому, как сам Негри использует этот термин, и затем рассмотрю это в контексте общей картины танцевального лексикона 16 века.

Для начала рассмотрим краткое описание шагов spezzaw и fioretto. Seguito spezzato — это шаг вперед на стопу, вторая нога приставляется сзади, при этом танцор слегка привстаёт на полупальцы и снова опускается. Fioretto — прыжковый шаг, результатом которого является перенос веса; fioretto battuto — шаг с «топаньем», результатом которого также является перенос веса. Негри полностью описывает fioretto во второй части, посвященной гальярдным шагам; fioretto ordinario в балли практически идентичен, но исполнять его следует более спокойно. Fioretto spezzuw — очень распространенный шаг, также исполняемый как проходящий. Обычно он встречается в связках, перед seguito, т. е. в рамках схемы «два простых и двойной». Примеры могут быть обнаружены в большей части балли, например: «So Ben Mi Chi Ha Bon Tempo», фигуры 1, 2 и 5; «Leggiadra Marina», фигуры 1, 2, 8; «Il Bianco Fiore», фигура 1. Обычно слова fioretti .SP. используются в начале танца, а сокращение .SP. — в течение всего остального описания. Шагами spezzati и seguiti танцоры могут двигаться в голову и в хвост зала, исполнять хей, шен и фигуры с поворотами. В «Il Canario», стр. 198, танцоры получают указание двигаться вперед, поворачиваться, держась за правые руки, расходиться, возвращаясь в исходную точку и приготовиться начинать mutanze со свободной ноги за dodeci jioretti .SP. schisciati. Самый подходящий для этого шаг — seguiw schisciuto al canario, поскольку любой из дошедших до нас вариантов jioretto исполняется либо на месте, либо с минимальным продвижением.

В «La Corrente» мы находим полезный ключ к понимание шага fioretto spezzato. Говоря, что джентельмен может отложить свою шляпу и шпагу, Негри с самого начала указывает, что танец — живой и энергичный. Далее, кавалер в течение танца исполняет свою партию, сочетая такие шаги, как sottopiede, recacciate и passi in saltino. Автор пишет, что дама может не справиться с этими шагами и имеет возможность заменить passi in saltino на seguito ordinario in saltino, sottopiede на riprese и recacciate на fioretti .SP. Таким образом, он предлагает вместо прыжковых шагов более спокойные и умеренные. В этом контексте кажется очень вероятным, что fioretti .SP. — это seguiti spezzati, поскольку шаг fioretto был бы неподходящей заменой для recacciara. Полезная параллель может быть обнаружена в гальярдных вариациях и вариациях пассомеццо, где дама часто использует seguiti и seguiti spezzati в плавных, грациозных mutanza в противоположность высоким и стремительным шагам кавалера.

Fioretti обозначается как .F., jioretti in gagliarda и jioretti in saltino используются в гальярдных фигурах или как часть прыжковых энергичных фигур танцев. Например: «So Ben Mi Chi Ha Bon Tempo», фигура 2 — «due fioretti gagliardi e tre passi in saltino»; «Bassa delle Ninfe», фигура 6 — «due fioretti contratempo gagliardi, e tre .P. in saltino». Хотя fioretto di gagliarda встречается в спокойно исполняемых частях, шаг не является частью лейтмотива «два spezzati и одно seguito». Например: «Alta Somaglia» — «due .F. di gagliarda e due .P. e due T. brevi»; «L 'Alemana d’Amore» — «due fioretti di gagliarda innanzi, e due .T. alla sinistra, 2 alla destra».

Данные, полученные при изучении использования Негри термина fioretto spezzato приводят к выводу, что этот термин синонимичен seguiw spezzato. Если это заключение не будет принято, в качестве альтернативы остается выдумать шаг, поскольку Негри не описал его сам и не оставил никаких намёков, по которым можно было бы его реконструировать. Ни один другой учитель не использовал термин fioretto spezzato. Существует несколько шагов, использованных в балли Негри, которые он не описал (например, insegnata), но это редко используемые шаги, в то время как fioretto spezzato встречается очень часто.

Оценивая терминологию Негри, следует иметь ввиду, что деятельность учителей танца в 16-вечной Италии никак не регламентировалась и не контролировалась. Наши ожидания, возможно, обусловлены существованием терминологии современного балета, которая является международным шифром, понятным каждому исполнителю. Несмотря на это, в танцевальных трактатах 17 и 18 веков в результате влияния двух факторов — регламентирующего действия Французской Академии и распространения печатных публикаций, — есть большая логичность и связность терминологии. Настолько глубоко в прошлом, насколько мы можем судить, профессиональный мир итальянских хореографов состоял из сети слабо связанных друг с другом школ и частных студий, а при возможности учителя танцев устраивались преподавать в семьи. Танец изучался учеником у постоянного учителя, и жизнь хореографа проходила в переездах. Нам не известно ни об одном особенно влиятельном преподавателе или официальном объединении. Нет причин ожидать, чтобы танцмейстеры использовали одинаковые названия для шагов, и существенное соответствие сохранившихся трудов на самом деле удивительно. Впрочем, они содержат некоторые различия. Шаг, который Карозо называет seguito ordinario в «Il Ballarino», Негри называет seguito grave; sequiw semidoppio Карозо — это seguito ordinario Негри. Создается впечатление, что Лупи предупреждает о существовании альтернативной терминологии в первой части рекомендаций в начале своего труда:

Когда я пишу zoppetto в некоторых частях, они говорят tranghi; в месте scorsi trito minuto; вместо dainetti они говорят capriolette spezzati di un piede al'tro;...

Он перечисляет всего одиннадцать пунктов. Это особенно интересно, поскольку создает впечатление, что книга Лупи адресована в большей степени другим хореографам. В своей второй книге, «Nobilta di Dame», Карозо для своих целей доработал и изменил танцевальную терминологию. Подверженность танцевальных шагов неуловимым изменениям создало сложную картину для современных исследователей. Seguito spezzato изменилось немного; seguito (в качестве двойного шага), к которому оно имело отношение, было переименовано в seguito semidoppio ornato.

Терминология (лексикон) итальянских танцев 16 века очень совместима. Это особенно полезно, когда работаешь над шагами и танцами Лупи или над Флорентийскими манускриптами, в которых шаги не описаны, поскольку почти все названия соответствуют шагам, детально описанным Негри и Карозо. Однако, как обсуждалось выше, сохранились и различия, которые дают основания предполагать возможную замену fioretto spezzato Негри на seguito spezzato. Сомнений не возникает, поскольку название еще только одного шага содержит это прилагательное: capriola spezzata. Негри выбрал сокращение .SP. для jioretto spezzato имея ввиду, что прилагательное в данном случае важнее, чем существительное. Все это подтверждает предположение, что jioretto spezzato у Негри — это обозначение для seguito spezatto.