О бранлях

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 21.09.2006 
(последнее обновление: 01.02.2007)

Автор: Смольнякова Екатерина.
Статья опубликована: в журнале «Мое королевство», №27, апрель 2006 г.

Бранль (от фр. branler — двигаться, шевелиться, колебаться) — французский народный танец, предположительно появившийся в эпоху раннего средневековья. Бранли были широко известны и исполнялись повсеместно на народных и церковных праздниках, причем в каждой области Франции существовал свой набор наиболее популярных бранлей. Изначально эти танцы исполнялись под речитативное, монотонное пение танцующих или аккомпанемент из одного-двух самых простых инструментов. В случае если танец сопровождала песня, ее сюжет был тесно связан с сюжетом бранля и отражал происходящее [1]. Никакой техники танца, скорее всего, не существовало — простой народ, тяжело работающий и бурно отдыхающий, скорее играл, чем танцевал, прыгая и резвясь в шумных хороводах и по одному. Развитие народного танца в противовес танцам религиозного содержание являлось характерной чертой карнавальной, пародийной культуры средневековья, что определяет наличие в бранлях движений подражательного характера, изображающих животных, представителей разных профессий и жителей разных районов. Основными элементами танца были шаги, прыжки и скачки. Более ранние танцы исполнялись в основном в хороводах (мужских, женских или смешанных) или цепочках (каролях). Постепенно кроме общих танцев появились бранли парные, отражающие факт влечения мужчины к женщине [2]. В течение долгого времени подобные танцы, особенно с элементами пародий, переодеваний, преследовались церковью (см. например: «Все те, кто танцует перед святыми церквами, мужчины, переодевшиеся женщинами, или женщины, переодевшиеся мужчинами, будут подвергнуты трехгодичному наказанию» (Церковный собор в Брагансе (572 год)), «Подлежит искоренению нерелигиозное обыкновение, которое установилось у народа во время празднования дня святых, а именно: народ, который должен ждать службы, проводит время в пляске и срамных песнях» (Постановление собора в Толедо (589 год) [3]. Усложнился рисунок движений. К шагам, легким прыжкам добавились более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук [4]. Со временем бранли и другие народные танцы стали обязательной частью деревенских и городских праздников, прочно вошли в обиход и распространились по всей Европе. Популярности и широкому распространению бранлей способствовало то, что их могли танцевать все — шаги осваивались очень легко. К тому же существовали разные по ритму и интенсивности движений бранли, подходящие и для молодых людей, и для исполнителей зрелого возраста. В последующие эпохи французская народная танцевальная культура обогатилась разнообразными танцами, но на сельских праздниках бранлю вплоть до нашего времени отдается предпочтение.

Народные танцы всегда были тем источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Большинство придворных танцев 15-16 веков — переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные танцы. Великий реформатор французского балета XVIII столетия Жан Жорж Новер в «Письмах о танце» подчеркивает мысль о том, что балетмейстер может перенять у народа «множество движений и поз, порожденных чистым и искренним весельем» [5]. Именно это и произошло с бранлем — со временем он привлек внимание аристократии и стал бальным танцем. Разумеется, характер движений изменился. В танце появились частые реверансы дам и поклоны кавалеров. Вместо темпераментных прыжков, выбрасывания ног, стали исполняться медленные, важные, глиссирующие шаги, появление которых в бранле объясняется не только придворным этикетом, но и тяжестью и многослойностью придворного костюма [6]. Как правило, бранли исполнялись сюитами — последовательностями из нескольких бранлей, переходящих один в другой. Основные движения бранля вошли в павану, куранту и гавот [7].

Впервые бранли были описаны Туано Арбо (Thoinot Arbeau), в книге «Орхезография» («Orchesography»), вышедшей во Франции в 1589 году. Туано Арбо достаточно подробно для своего времени зафиксировал композицию танца, разновидности па и движений, манеру исполнения, характер костюмов и аксессуаров, чем оказал нам всем неоценимую услугу. Правда, используя данные «Орхезографии», нужно учитывать, что это информация «из вторых рук» — Арбо описывает чаще всего не народные, а придворные бранли, или уже даже сценические варианты, бранли, исполнявшиеся знатью для потехи, так же или как бы так же, как исполняли бы их простые люди. В любом случае, более раннего подробного источника информации по бранлям на данный момент не найдено. Кроме книги Арбо, которая может служить косвенным источником информации по народным танцам 12-16 веков, источниками для изучения техники исполнения и рисунка ранних бранлей являются сказания, баллады, песни, былины, малочисленные картины, вырезанные на дереве и меди. Но на таком материале можно воссоздать лишь предположительные описания танцев [8].

Единой классификации бранлей на данный момент не существует. Как правило, бранли делят на простые (основанные на простых шагах), двойные (основанные на двойных шагах), веселые (включающие в себя прыжки) и мимические (подражательные). Кроме того, выделяют линейные бранли (танцующиеся в цепочку или в линию) и круговые. С известной степенью условности можно говорить о «скорее народных» и «скорее придворных» бранлях. Наибольший интерес представляют собой подражательные бранли, требующие, однако, от танцора некоторой сноровки — например бранли, изображающие трудовой процесс (бранль прачек) или пародирующие движения животных (крысиный и конский бранли, бранль гусей). Линейные бранли, как правило, строящиеся на повторении одной и той же несложной последовательности шагов, позволяют включиться в танец наибольшему количеству желающих, независимо от опыта — таковы простой, двойной, веселый, бургундский бранли, бранль Пинагей. В зависимости от мастерства ведущего цепочка людей может передвигаться по прямой или по любой произвольной траектории. Интерес также представляют бранли, как правило, круговые, в которых схемой танца подразумевается постоянная смена партнеров — например, гороховый, официальный, конский бранли, бранль Булочница.

В наше время даже среди опытных исполнителей исторических танцев бранли пользуются популярностью, их часто исполняют на балах и ставят на играх. Огромный плюс этого вида танцев заключается в том, что для их исполнения не требуется сколько-нибудь значимой танцевальной подготовки или опыта. Они легко учатся (часто в процессе исполнения), надолго запоминаются, несложные повторяющиеся композиции позволяют включать импровизационные элементы (заигрывания, молчаливые диалоги с партнерами, вариации движений) даже тем, кто обычно во время исполнения очень напряженно следит за происходящим с их ногами. Знание основных принципов построение бранлей позволяет сочинять несложные «тематические» танцы, если для восстановления культурного слоя того или иного первоисточника на играх исторические бранли чем-то не подходят. Наконец, бранли подходят и для «народных» вечеров, и для реконструкции придворных балов соответствующего времени, отвечая и претензиям на историческую достоверность, и желанию большинства потанцевать что-нибудь простое и задорное.

Традиционно существуют несколько правил исполнения бранлей, которые приняты большинством школ и клубов исторического танца не только у нас, но и за рубежом, несмотря на то, что зачастую их происхождение указать сложно или невозможно.

Например, все бранли (если в описании напрямую не указано обратное) принято танцевать с левой ноги в левую сторону. Стопы должны оставаться по 6 позиции (параллельно друг другу, невыворотно): хотя для современного человека это положение скорее неестественно, стоит помнить, что хореография в нашем понимании только начала свое развитие в 17 веке, а до тех пор никому, а уж тем более простому люду, не приходило в голову выворачивать стопы куда бы то ни было. Уже достаточно давно из Сан-Доминже (Польша) в Санкт-Петербург Еленой Шлычковой было привезено еще одно правило, которое прижилось не только у нас: двигаясь налево, танцоры поворачивают голову налево, двигаясь направо — направо. У этого «правила» есть и сторонники, и противники, так что его можно использовать на свое усмотрение. И, наконец, в общем случае (особенно если речь идет о круговом бранле) рекомендуется шаги налево делать больше, чем шаги направо.

Кроме техники движений, можно поговорить и об общей пластике, стиле исполнения. Это немаловажный момент, с помощью которого, варьируя лишь общий стиль и не внося изменений в последовательность шагов, из одного и того же танца можно сделать и залихватский народный, и чопорный придворный бранль. В то же время, закоснев в рамках одного и того же пластического варианта движений, можно выглядеть очень нелепо, несмотря на формальную точность исполнения.

«Народному бранлю» лучше будет соответствовать некоторая тяжеловесность движений, большая амплитуда прыжков, ударов, на выносах ног — не оттягивание носочков, а движение пяткой вперед. «Придворный бранль» потребует от вас уже большего изящества, более мелких, четких шагов, оттянутых носочков там, где это уместно, статичного положения корпуса (спина прямая, слегка откинута назад, голова поднята, глаза не смотрят в пол) и рук (отведены от корпуса в стороны и вперед, слегка согнуты в локте, ладонь развернута в пол и является продолжением руки).

---

[1] Васильева-Рождественская М. В. «Историко-бытовой танец» — учеб. пособие. — 2-е изд., пересмотр. — М. — «Искусство» — 1987.
[2] Худеков С. Н. «История танцев» — ч. 2 — СПб — 1914.
[3] «Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения» — составление текстов и общая вступительная статья Шестакова В. П. — М. — «Музыка» — 1966.
[4] Васильева-Рождественская М. В. <...> см. [1].
[5] «Классики хореографии» — М.-Л. — 1937 — с. 42.
[6] Васильева-Рождественская М. В. <...> см. [1].
[7] Ивановский И. П. «Бальный танец XVI-XIX вв.» — Л.-М. — 1948.
[8] Худеков С. Н. <...> см. [2].